Театр Средневековья: быть или не быть?

Театр Средневековья: быть или не быть?

25 марта
17:45

Источник: https://pixabay.com/ru/photos/

Возможно ли, погрузившись в одну из самых темных эпох нашей цивилизации, обнаружить светлые созидательные начала? Конечно же, речь идет о всем известных Middle Ages. На поставленный вопрос теплым весенним вечером попыталась ответить Анна Барынина. В Большом зале Культурного центра «Зодчие» театральный критик и преподаватель истории мировой культуры столичного профессионального колледжа представила лекцию «Театр Средневековья».

1648205488_lektorpokazyvaetpaltsemjpg.jpg

Стоит упомянуть, что, согласно научной градации, Средние века датируются концом пятого – второй половиной пятнадцатого века. Очень далеко и очень продолжительно, не так ли? Что до представлений сегодняшнего обывателя о данной эпохе, то чаще всего их круг замыкается на рассказах о феодализме и вассалитете, сияющих доспехах рыцарей и укрепленных стенах городов. Однако есть еще один общественный институт, с неумолимой быстротой наращивающий в то время свое влияние. Имя ему – Церковь. Анна Барынина следующим образом характеризует роль религии в жизни средневекового гражданина: 

«Храм – то место, где можно найти защиту и встретить администрацию, узнать последние сплетни и выгулять дамские платья. Именно сюда шли с жалобами и просьбами. Календарь же того времени – не только Рождество и Пасха, но и дни поминания святых. В театральном искусстве появляются ремарки, продиктованные условиями отдельного города: как произносить, как расставлять эмоциональные акценты, какой реквизит лучше использовать».

1648205674_auditoriyajpg.jpg

Говоря о театральных представлениях, мы вновь и вновь встречаемся с противоречиями. С одной стороны, это церковные мессы и долгие литургии, громогласные песнопения обязательно мужского хора. С другой, приходится иметь дело с куртуазностью, парадами дураков, рыцарскими турнирами и ярмарками. Не в этом ли проявляется зарождающееся разделение быта на духовный и светский? Конечно же, с бесконечными переплетениями. 

«Это аскетизм и отказ от соблазнов, всего чрезмерного. До сих пор Церковь очень по-разному относится к театральной культуре. Не так давно еще были времена, когда актеров, подобно самоубийцам, не хоронили на кладбище. Ведь драматургия всегда предполагает конфликт, и очень часто изображение порока в мировом наследии гораздо более объемно, интеллектуально и ярко, чем изображение тех сторон, на которые надо бы ориентироваться. С этого, собственно говоря, и начинается всякая культура. Это нарушение табу», – связывает темные века с современностью Анна Барынина.

1648205844_lektorperedproektoromjpg.jpg

Сегодня не только в научных кругах, но и среди общественности очень популярны разговоры об образе и подобии Бога в человеке. Трансформация данной концепции, по мнению Анны Барыниной, лежит в основе перемены эпох. Вспомним о зарождении величайшей культурно-исторической эпохи Возрождения и скажем:

«Средневековье из фразы об образе и подобии Бога дает следующий вывод. Я – лишь схожесть с Всевышним, никогда чего-либо не достигнувшая. В пору же Ренессанса ситуация будет совсем иной, ибо я есть подобие, я – такой же Творец! Именно тогда и появятся титаны эпохи, которые будут преобразовывать пространство вокруг себя, окажутся способными менять мир и браться за очень и очень многое».

 1648206008_lektoroborachivaetsyajpg.jpg

Усвоив, что история не учительница, а лишь надзирательница, вновь вернемся к теме театра. Думается, Анна Барынина несколько лет назад тоже была маленькой школьницей, которой предстояло выбрать свой собственный путь. Что же способствовало развитию творческих способностей в юном подростке? 

«Конечно, у меня был гуманитарный класс, но это не только олимпиады, шахматы, а также музыкальная школа. Я помню, как практически каждый выходной мы с отцом ходили в Театр имени Натальи Сац по лишнему билетику. Это было не просто посещение выставки, а слезы около какой-нибудь картины. Откуда падает свет? Что здесь изобразил художник? Наверное, было трудно. Но с таким воспитанием пойти куда-либо еще оказалось сложно», вспоминает сегодня театральный критик.

1648206154_aktrisajpg.jpg

Мартовская лекция заставляет задуматься о роли театра в нашей современности. Самый цитируемый в мире драматург – это, безусловно, Уильям Шекспир уроженец, кстати, именно эпохи Возрождения. Одна же из самых известных его цитат звучит так: «Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – актеры». Правда, в оригинале английский драматург использует слово «players», приглашая поразмыслить вот над чем. Быть может, все мы играем какую-то роль? Не в качестве ли самих себя выступаем каждодневно? Причем некоторые, как водится, делают это блестяще и талантливо, а некоторые – бездарно и подчас унизительно.

Театральные представления существуют очень давно, однако, лишь в последнее время с особенной настойчивостью предсказывают их скорое исчезновение. Широко известны годы преследований и цензурирования театра, но он по-прежнему существует, видоизменяется и растет. Почему же? Думается, секрет в том, что все мы, сознательные граждане, ходим в театр для того, чтобы на подмостках сцены увидеть себя, получив ответ на еще один извечный вопрос Шекспира. Так быть или не быть? А если быть, то кем? И отклик, что самое интересное, будет у каждого свой. В этом ведь и кроется всесилие и бессмертие театра…

1648206380_shekspirjpg.jpg

Автор фото: Дарья Плесовских


Читайте также
23 марта
13:05
Найден оригинальный способ ухаживать за растениями
16 марта
17:35
Microsoft выпустила услугу ежемесячной подписки для Minecraft
26 февраля
15:00
Рассматривается возможность увеличения лимита для IT-ипотеки до 700 млрд рублей