Domus Maxima: в Музее Архитектуры проходит выставка Валерия Кошлякова

Domus Maxima: в Музее Архитектуры проходит выставка Валерия Кошлякова

03 мая
13:50

Источник:

Художник, картины которого продавались на Sotheby`s и Vladey, подготовил для московского Музея архитектуры выставку-размышление на вечные темы. Валерий Кошляков назвал её «Domus Maxima». Само название выставки отсылает к понятию «наш общий дом».

Каждое поколение хочет оставить после себя нечто уникальное. И так ー на протяжении всей человеческой истории. Но как сочетаются все эти «следы» и проявления уникальности? В Москве мы привыкли к архитектурному «винегрету». Рядом с городскими усадьбами XVIII-XIX века соседствуют «сталинки» и «хрущёвки», а неподалёку возвышаются стеклянные колбы небоскрёбов. Здесь же художник раскладывает «по полочкам» все наслоения человеческой истории архитектуры: от древнеримских форумов до «воздушных» построек модерна и футуристических фантазий ВХУТЕМАСа. 

 1651571394_uzhevnutri3jpg.jpg

Но сверхзадача Валерия Кошлякова на этой выставке ー не только проследить изменчивость человеческой фантазии и её материальных форм. Художник задаётся актуальным вопросом: от чего зависит сакрализация архитектуры? Если перевести этот вопрос на язык города, получится следующее: почему одни здания становятся музеями, объектами культурного наследия и местами притяжения туристов, они сверкая отполированными статуями и колоннами, а другие в это же время тихо доживают сво ю эпоху, разрушаясь под сетками и плакатами, и терпя нападки вандалов? Соседняя экспозиция ー «Калязин. Фрески затопленного монастыря»ー перекликается со сверхзадачей «Domus Maxima». Как получилось так, что Троице-Макарьев Монастырь XV века с его древними уникальными фресками, погиб в пучине истории (его затопило при создании Угличского водохранилища), а, например, Донской монастырь, который на век младше, ныне стоит и здравствует?

Конечно, такие рассуждения можно считать крамольными: каждое здание мы сохранить не сможем, но и бездумно сносить постройки прошлых поколений было бы кощунством. История Троице-Макарьева доказывает нам: не над всеми зданиями властны люди и архитектурные тренды. Безусловно, эстетические идеалы поколений и траектории развития городов изменчивы, но и они во многом зависят от внешних обстоятельств. Однако здания, которые человеческая история вознесла на вершины градостроительного искусства, те, которые со временем не превратились в руины (или стали драгоценными руинами, как Храм Зевса Олимпийского в Афинах) тоже не вечны. Сколько они проживут и впишутся ли «в тренды» следующих поколений ー величайшая загадка, которую и пытается осмыслить художник.

 1651571615_uzhevnutri2jpg.jpg

Валерий Кошляков начинает выставку, расположенную в анфиладе Дома Талызина, архитектурными архетипами. В первом зале представлены «культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения». К соборам и церквям художник обращается не единожды: к этому косвенно отсылает Domus из названия выставки. Dom в европейских языках (а именно Европа многие годы была трендсеттером в архитектуре) обозначает «собор», притом главный в городе. Но современный европейский собор ー не всегда место для общения с Богом. Это, прежде всего, памятник архитектуры, достопримечательность и место больше для туризма, чем для паломничества.

Много значит для «Domus Maxima» Париж. Это город, который открывает выставку с масштабным холстом с изображением Площади Согласия, напротив которой висит тот самый Dom ー но Реймсский. Он в очередной раз напоминает нам о непредсказуемости истории: внешне похожий на него Нотр-Дам-де-Пари три года назад пострадал от пожара. 

Запечатлел художник и Парижскую Оперу. Здание Оперы Гарнье, как и многие здания в серии картин, выставленных в Музее Архитектуры, подчёркнуто штрихами. Такое стилистическое решение напоминает не только эскизы художников, пытающихся перенести на бумагу величественную архитектуру. Некоторым оно может напомнить уличный бомбинг ー явление, по случайности выбора схожее с неуправляемой стихией, которая сохраняет и уничтожает здания по своей воле. Бомбер в этом смысле тоже городская стихия: он решает, на каком здании поставить метку, а какое обойти, руководствуясь только личными эстетическими представлениями.

1651571512_1uibgbm4width12901jpg.jpg 

(фото: МУАР, взято с https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220316-gujb/ )

Медленно двигаясь по анфиладе, Валерий Кошляков обыгрывает цитату Н.В. Гоголя:

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.»

Эта цитата важна не только в контексте «Domus Maxima». В соседних залах выставляется макет грандиозного Большого Кремлёвского дворца ー проекта Василия Баженова. В видеоматериале выставки об архитекторе и его проектах не только использована цитата Гоголя, но и озвучена мысль, которая часто мешает сохранить и создать максимум шедевров мировой архитектуры. Объекты, подобные Большому Кремлёвскому дворцу и Опере Гарнье, дорогостоящие, а если у власти есть потребность в других вещах (например, во времена Баженова это была русско-турецкая война) ー то от постройки откажутся, изменив бюджетные приоритеты. 

Не отходя от темы, стоит вспомнить необычную деталь ー о бомберах и уличном искусстве. На открытии проекта Винзавода «Архитектура слова» в районе Курского вокзала появились масштабные граффити. Андеграунд возле арт-кластеров изобиловал всегда, но эти произведения отличились своей согласованностью (как минимум ー с Москомархитектурой). Среди личностей, которые представили свои модернизированные тэги и мысли на стенах, Кирилл Кто ー известный московский уличный художник. Он для своей работы использовал… ту самую цитату Гоголя. А если сравнивать творчество Кирилла Кто как бомбера-стихии, то можно вспомнить его проект «Опрозрачивание» (или «глаза»), тесно связанный с политикой города по отношению к историческим зданиям.

Вернёмся в анфиладу Музея архитектуры. Помимо «столпов» и идеалов, далёких от нас, в последнем зале зрителя ждёт его дом (не в прямом смысле, разумеется). Через идеологию вещизма Валерий Кошляков воссоздал современное отношение к смешению стилей в архитектуре города: сохраняем всё, бережём всё. От древнейших мраморных монументов и глиняных статуэток до современного бытового пластика ー в мире искусства ценно абсолютно всё. Минималистичные полки напоминают алтарь вещиста, в котором нет разделения на «низкое» и «высокое» ー все равны по красоте и выразительности. Главное ー только уметь вовремя заметить и сохранить эту красоту. Этот тезис ー одна из ведущих идей постмодерна и метамодерна. Как писал Умберто Эко, 

«раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведёт к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

А переосмыслить прошлое и ознакомиться с «Domus Maxima» можно будет до 12 июня в Музее Архитектуры (Воздвиженка, д. 5/25).


Читайте также
19 апреля
18:00
Выставки в SISTEMA GALLERY
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»
12 апреля
15:40
Дальневосточные ученые выяснили, что морские обитатели способны разлагать пластик