Смерть и жизнь Янки — вещь, во всех отношениях, загадочная. Поколение зумеров, маловероятно, имело шанс познакомиться с представительницей сибирского андеграунда и участницей группы “Гражданская оборона”. Девушка умерла в начале 90-х годов: по официальной версии — случайно утонула, по другой версии — совершила суицид, а кто-то считает, что это было убийство.
Такое же мистическое и щекотливое кино, как сам образ Дягилевой, представил Игорь Поплаухин в своем полнометражном дебюте. “На тебе сошелся клином белый свет” — цитата из песни “Белый свет”, тоскливая меланхолия о разбитом сердце. Но автор сразу предупреждает, что Янка — фантазия, источник вдохновения, никакой документалистики, реализма и строчек “основано на реальных событиях”. “На тебе сошелся…” — фильм не о Янке, не о чувственной натуре людей искусства и даже не о поколении. Работа Поплаухина эфемерно и трогательно рассказывает о явлении разложения человека, его медленной гибели под гнетом непонимания и вечной тоски.
Кира Пиевская — исполнительница главной роли, антуражно и с безумием “Алисы из Зазеркалья” исследует знакомые места и людей. По словам других персонажей, и до смерти любимого она была странной, но после Янка совсем потерялась в этом мире. Работа Киры однозначно заслуживает похвалы — у фильма нет четкого повествования и вся магия кино заключается только в ее актерских импровизациях. Она нежно втирает прах любимого в свои руки, перекрашивает безответно влюбленного друга в блондина — каким был ее погибший парень, записывает на диктофон слова близких, чтобы защищаться ими. Экспрессивный калейдоскоп перформансов напоминает новеллы: о страдании, любви, детстве, мечтах и смерти.
Второй фактор, который заслуживает внимания в фильме - это операторская работа Евгения Родина. Фильм, от которого укачивает: черная виньетка по краям создает эффект рыбьего глаза, прием ручной камеры выкручен до предела — зритель ощущает себя не сторонним наблюдателем, а ангелом-хранителем, который, порой, нарушает личное пространство героини и становится к ней слишком близко. Холод и мрак питерского леса напоминает атмосферу фильма “Герда” Натальи Кудряшовой.
Мне очень понравилось, как режиссер назвал хронотоп картины “русским безвременьем дач”. Очень поэтично и точно, простите за вульгарность, русская хтонь выкручена на максимум, но не она главный герой это картины. Это элегия о глубокой тоске и безнадеге, которая зарыта в каждом из нас. Минорный мир мечтаний не спасает Янку от судьбы — ведь ей суждено закончить в холодном болоте, как далекой Офелии с картины Милле. “На тебе сошелся клином белый свет” — еще одна попытка затянуть российского интеллигента в мир независимого кино с его бессюжетностью, любви к цитированию и попыткам расшифровать секреты тотального русского одиночества.
Наше интервью с Игорем Поплаухиным читайте здесь.