Сейчас сложно себе представить, но на заре кинематограф воспринимался критиками как потеха для необразованных масс. Первоначальный эффект технической новизны быстро развеялся: первые картины были не более чем хроника, чаще всего короткая и бессюжетная. Казалось, кино нашло свою нишу в кабаках и тесных подвалах: с увеличением длительности ленты запестрели насилием и эротикой. Направленное на разноперую городскую публику, кино старалось вызвать бурю ярких эмоций, чтобы проникнуть в сердце каждого зрителя. Порой в основу сценария ложились известные литературные произведения, но без притязаний на творческое переосмысление сюжета — главным критерием выбора было наличие сильной драмы.
Да, были художники, мастера авангарда, которые разглядели в молодом искусстве необъятный простор для воплощения мечты. Монтаж дарил возможность создавать волшебные миры, как «Путешествие на Луну» Мельеса, или сумбурные сновидения, как «Андалузский пёс». Со временем эти фильмы пробили кинематографу путь на пьедестал, благосклонность и признание критиков. Но зрительская любовь по прежнему питалась из мыльных опер и комедий.
Комедия прочно закрепилась среди любимых зрительских жанров после становления двух легендарных актёров, Чарли Чаплина и Бастора Китона. Китон — настоящий акробат, мастер трюков без дублёров и страховки. Порой сцены с его участием вызывают недоумение, настолько происходящее в них кажется невозможным. Однако легкость и безрассудство, с которыми его герой выпутывается из самых щекотливых ситуаций, вызывают искренний смех.
Чаплин создал на экране образ неловкого и обаятельного Бродяги, дамского угодника и простака. В Бродяге легко разглядеть живую и добрую душу. Пожалуй, кульминацией образа стало его воплощение в фильме «Огни большого города», когда комедию дополнил трогательный лирический сюжет. Неудивительно, что даже спустя почти сто лет, эта картина способна вызвать искренние эмоции.
Звук пришёл в кино в 1927, с тех пор прошло много времени, и мир и кино больше не будут прежними. Константа скрывается в нас самих, ведь как и сто лет назад люди стремятся к счастью, хотят влюбляться и страдают от нераздельных чувств. Рычаги управления не изменились, а значит как и столетие назад на немой комедии в парке будут раздаваться громкий смех и восхищенные овации!