Звуки Победы: великие песни, которые звучат вечно

Звуки Победы: великие песни, которые звучат вечно

09 мая
17:00

Источник:

В честь праздника Дня Победы мы хотим вспомнить и отдать должное великим песням, которые стали символами исторической даты — Победы в Великой Отечественной войне. Эти песни не только являются важной частью культурного наследия, но и олицетворяют силу духа, патриотизм и отвагу тех, кто сражался за свободу и мир. 

«Священная война». Автор слов — Василий Лебедев-Кумач. Композитор — Александр Александров

Утром 24 июня 1941 года политработник подошел к руководителю ансамбля Красноармейской песни Александру Васильевичу Александрову и показал ему стихотворение «Священная война», написанное известным поэтом Василием Лебедевым-Кумачем. Александров был поражен силой этих строк к вечеру уже написал музыку к ним. 

Уже 26 июня песня была спета перед солдатами на Белорусском вокзале. Исполнение сразу завоевало сердца военнослужащих, которые неоднократно требовали повторить песню. Так «Священная война» стала звучать на фронте, вдохновляя бойцов на подвиги и героические поступки.  

Интересно, что изначально песня не исполнялась широко из-за считавшегося трагичного звучания, не соответствующего оптимистичным настроениям о скорой победе. Однако со временем «Священная война» приобрела новый смысл и стала гимном миллионов советских людей. 

«Журавли». Автор слов — Расул Гамзатов. Композитор — Ян Френкель

История песни началась в 1965 году, когда автор этих строк, Расул Гамзатов, написал стихотворение «Журавли» после поездки в Хиросиму, где он узнал о легенде про девочку, складывавшую бумажных журавликов для выздоровления.

По возвращении домой Гамзатов на родном аварском языке написал стихи, а через несколько лет его друг Наум Гребнев перевел их на русский язык. Так песня приобрела широкую аудиторию. Благодаря журналу, в котором были опубликованы стихи, песню обратил внимание талантливый певец Марк Бернес.  

После того, как Марк услышал стихи, он сразу понял, что данное произведение должно зазвучать на сцене. Он предложил изменения в тексте для того, чтобы песня поразила сердца широкой публики. Так, начал формироваться музыкальный шедевр. 

Ян Френкель, композитор и музыкант, взял на себя ответственность передать всю грусть и мощь стихов «Журавлей» через музыку. Когда Бернес впервые услышал мелодию, его сердце разрывалось от смешанных чувств, и он понял, что его задача – передать всю свою эмоциональность в исполнении песни. 

«Синий платочек». Автор слов — Яков Галицкий. Композитор — Ежи Петерсбурский

Лето 1940 года в Москве стало зарождением этой потрясающей мелодии. В московском саду «Эрмитаж» зазвучал джазовый оркестр, где присутствовал талантливый поэт и драматург Яков Галицкий. Очарованный импровизацией в исполнении Ежи Петерсбурского, Галицкий на месте начал сочинять слова, и так родилась песня «Синий платочек». Своим неповторимым звучанием и глубоким смыслом она сразу завоевала сердца слушателей и стала визитной карточкой довоенного времени. 

Однако с наступлением войны песня обрела новое звучание и значение. Под новым названием «Прощальная» она прозвучала по радио с уже совсем другими словами, написанными поэтом Борисом Ковынёвым в эпохальные дни лета 1941 года. С приходом 1942 года исполнение этой песни пришло к Клавдии Шульженко, солистке ленинградского джаз-оркестра, который прибыл на Волховский фронт для поддержки духа воинов. 

Клавдия Шульженко не просто исполнила эту песню в госпитале перед ранеными, но и дала ей совершенно новый смысл. Понимая важность музыки в поддержке духа солдат в тяжелые времена, она обратилась к лейтенанту Михаилу Максимову с просьбой написать новый лирический текст, отражающий сегодняшний день и столкновение с фашизмом. Так родился новый вариант песни, который стал еще более актуальным и значимым в условиях войны.  

Шульженко исполнила обновленную версию «Синего платочка» на концерте для летчиков сразу после того, как получила новый текст. Эта версия стала символом духа сопротивления и надежды на победу. 

«Вечный огонь» (или «От героев былых времён»). Автор слов — Евгений Агранович. Композитор — Рафаил Хозак

Песня «От героев былых времён» стала настоящей легендой и классикой советской киномузыки. Её мелодия и слова запали в душу миллионам людей, оставив незабываемый след в их сердцах. 

Написанная композитором Рафаилом Хозаком и поэтом Евгением Аграновичем, песня изначально называлась «Вечный огонь». Однако, благодаря своим первым строчкам, она стала известной как «От героев былых времён». 

Впервые песня прозвучала в фильме «Офицеры» режиссёра Владимира Рогова, который стал культовым и значимым для нескольких поколений советских граждан. Текст песни «От героев былых времён» наполнен глубоким смыслом и теплой грустью. Переданная через музыку и слова атмосфера заставляет задуматься о величии подвига и памяти о прошлом. В исполнении второго режиссёра Владимира Борисовича Златоустовского песня приобрела особую ноту камерности и меланхолии, что только усилило её эмоциональное воздействие на слушателей. 

«От героев былых времён» стала не просто песней, а национальным символом и вечным олицетворением подвига и памяти о тех, кто отдал свои жизни за свою страну. 

«Нам нужна одна победа». Автор слов — Булат Окуджава. Композитор — Альфред Шнитке

Булат Окуджава, известный своими лирическими произведениями и глубоким пониманием человеческой души, согласился написать песню к фильму «Белорусский вокзал» только после просмотра уже отснятых фрагментов. Его вдохновила возможность создать окопную песню, отражающую трагизм и победный дух времен войны. 

На студии «Мосфильм» Булат Окуджава представил рукопись «Десантного батальона», которую приняли Андрей Смирнов и Альфред Шнитке. Именно Шнитке вдохновился музыкой, воплощенной в стихах Окуджавы, и записал оркестровую версию песни. Режиссер фильма оценил стихи больше, нежели музыку, однако в итоге настояние Шнитке привело к тому, что автором музыки был указан именно Булат Окуджава.

Во время съемок актриса Нина Ургант, исполняющая роль медсестры Раечки, испытывала сложности со сценой исполнения песни, ведь задача режиссера была не заплакать во время пения. Однако актрисе удалось в одном дубле исполнить «Десятый батальон» без слез, и именно этот момент попал в финальный монтаж фильма. 


Читайте также
19 мая
20:00
Как запустили акцию «Ночь музеев»
17 мая
08:15
Как король Балдуин IV за собой Иерусалим повел
16 мая
20:00
Ушел из жизни Сергей Андрияка: чем запомнился один из лучших акварелистов в мире