Собачья жизнь и лихие 90-е: Названы главные фильмы «Фестиваля уличного кино»

Собачья жизнь и лихие 90-е: Названы главные фильмы «Фестиваля уличного кино»

21 октября
10:45

Источник: Центр документального кино

«Фестиваль уличного кино» задал новый тренд: смотреть кино с собаками.  А церемония награждения не только обогатила народного призёра, но и дала возможность увидеть фильм-лауреат «Кинотавра». 

Торжественное закрытие «Фестиваля уличного кино» и церемония награждения состоялись 20 октября в Центре документального кино. Народным любимчиком и победителем фестиваля по итогам зрительского голосования стал Иван Соснин с фильмом «Большая восьмёрка». За победу он получил грант 1 500 000 рублей.

Этот фестиваль стал особенно популярен в суровое время пандемии: когда коронавирус не пощадил даже кинотеатры, а тем более его зрителей. Изюминка фестиваля — просмотр фильмов на открытом воздухе. Уличные показы на долгое время стали единственной отдушиной киноманов и возможностью оказаться оффлайн в кругу единомышленников. Фестиваль проходил в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Калининграде, Уфе, Якутске, Краснодаре и в других городах России. Прохожие с радостью просматривали короткометражные фильмы на открытых площадках.

«Фестиваль уличного кино» — наверное, единственное место, куда можно прийти с собаками. Наш фильм про мохнатых друзей и мы были счастливы разделить дебют с ними», — отметил Иван Соснин.

Напомним, что Иван был участником нашего «Антивирусного эфира», посвященного кинематографу в самоизоляции.

Ежегодно в программу фестиваля входят лучшие «короткие метры». В этом году фильмом закрытия стала «Маша» режиссера Анастасии Пальчиковой. Она обладатель приза за лучший дебют «Кинотавра-2020». Весной планируется премьера её дебютного фильма в ограниченном прокате.

По сюжету в фильме изображены события 1994 года: времена «лихих 90-ых» и «малиновых пиджаков». Кухонная идея Анастасия Пальчиковой произвела фурор на зрителей. Когда она сидела на кухне и думала о своём поколении ей пришла идея изобразить свою жизнь и других подростков того криминального времени. Они видели то, что происходит вокруг,  но при этом не встраивались в такую страшную систему. Это непонимание происходящей жёсткой действительности у ребят было отражено в сценарии. 

Работу над «Машей» проделали долгую, монтаж происходил удалённо. От сценария до подготовки к съёмкам прошло много лет. Всего было 30 съёмочных сцен, но постпродакшен в условиях пандемии затянулся.  

В фильме «Маша» Анастасия Пальчикова показала историю про то, каким выросло ее поколение. Оператором был Глеб Филатов. Девочку-подростка сыграла Полина Гухман. А в роли взрослой Маши снялась Анна Чиповская, вокальный дебют которой вы услышите в финальной сцене. Роль самой криминальной личности сыграл Максим Суханов. Также в одной из главных ролей снялся Максим Сапрыкин - юный актёр с большой фильмографией.

Все кадры были отсняты в Москве и в ближайшем Подмосковье. Съёмочная группа искала дворы без пластиковых окон и машин, чтобы можно было снимать времена СССР. 

Для экономии денег приходилось убирать из сценария многие детали или заменять их. Режиссёр была не против импровизации актёров. Ей было важно, чтобы они пропустили сценарий через себя и передали его своими словами.

Весь фильм снимали отдельными дублями камерой с рук, за исключением финальной сцены. Она снималась одним дублем с ручным стабилизатором. Концовку фильма на монтаже пришлось порезать, а почему —  вы узнаете далее из интервью с Анастасией Пальчиковой.

Анастасия Пальчикова о  мужчинах, от которых пахнет кофе с корицей, а также о режиссёрском стрессняке в Израиле и о том, как фильм начал жить своей жизнью: 

— Удачно сыграли персонажей из «лихих 90-ых» актёры криминального вида. Где вы нашли таких подходящих актёров?

— Как оказалось, у нас большая проблема с мужиками. На пробах от всех них пахло кофе с корицей, и тогда мы нашли подходящих персонажей для ролей в фильме среди боксёров.

Каким образом вам удалось найти такую профессиональную съёмочную команду?

— Я делала рассылку своего сценария многим значимым медийным личностям, и их заинтересовал этот сюжет. Со мной захотели начать работать, потому что всё определилось  текстом: так всегда, особенно у дебютантов. Вас никто не знает, а сценарий покажет, на что вы способны. Тем не менее брать дебютантов — риск для всех продюсеров: никто не предугадает, как ты поведёшь себя на съемочной площадке, не смотря на то, что в тебе заложен потенциал.

— Как вы нашли такую потрясающей актрису для главной роли Маши в детстве?

— У нас был офигительный кастинг-директор Владимир Голов — в выборе персонажей есть его огромный вклад. А по поводу актрисы в главной роли сложилась потрясающая история: 1 сентября во время кастинга я в метро увидела девочку и сразу поняла, что она идеально подходит на роль главной героини Маши. Эта девочка была вовсе не актриса, с ней много занимались актёры. Ночи напролёт мы репетировали с ней. И за два месяца до начала съёмок случилось потрясение: бабушка девочки-сироты запретила ей принимать участие в съёмках. Жили они в Израиле, и мне пришлось ехать туда на «критические» переговоры. Всё закончилось провалом. Начался режиссерский «стрессняк». Мы приступили к поиску новой актрисы в адовом режиме. И в этом рабочем потоке появилась Полина Гухман. Уже упакованная актриса упростила нам задачу, так как была обучена многим навыкам актерского мастерства. 

— Почему именно Анна Чиповская сыграла роль в вашем фильме?

— Оператор Глеб Филатов всё время искал симпатичных актрис и в какой-то момент предложил позвать на съемки Анну Чиповскую. В нашем фильме важный элемент пение, которое Анна дополнила ещё и профессиональной актёрской игрой. Опередив Валеру Тодоровского с фильмом «Оттепель», мы первые показали в кадре её пение и актерскую игру в совокупности.

Причём изначально подобранная девочка на главную роль Маши в детстве напоминала и внешностью, и жестикуляцией меня, поэтому главную героиню в зрелости пришлось бы играть мне. А появляться в кадре своего дебютного фильма совершенно не хотелось. И судьба распорядилась так, что актриса на детскую роль сменилась и под её образ была приглашена Анна. 

— Соблюдали ли вы все нюансы, прописанные в сценарии? 

— В ходе съёмки что-то всегда корректировалось. Самое значимое изменение было в одном из финальных дублей. В сценарии было написано, что в конце фильма Маша не убивает крёстного, а поднимает пистолет и говорит: «Крёстный, я за тебя в детстве замуж выйти хотела». Потом отпускала пистолет и уходила — так мы и пошли в съёмки. А дальше уже в съёмочном процессе Аня отыграла  финальную сцену пения так, что она может быть героиней после убийства. 

Мне изначально в сценарии хотелось спасти её душу и показать, что человек может выйти из этой криминальной жизни «чистым». Но после завершения съёмки фильм начинает жить своей жизнью... И сцена убийства стала просто необходимостью. Отснятый изначально кадр пришлось порезать, потому что, оставив сцену без пули, не сложилась бы полноценная картинка.

Анастасия Пальчикова проделала качественную, но кропотливую работу. Начинающим сценаристам она дала два совета: спите в обед и присылайте свои сценарии всем знакомым режиссёрам, и вас обязательно заметят!

Ева Потапова и Ксения Кузнецова

Центр документального кино Центр документального кино
Центр документального кино Центр документального кино
Центр документального кино Центр документального кино

Читайте также
18 мая
13:20
Артисты «Новой фабрики звёзд» дали концерт для пассажиров метро
17 мая
19:00
«Орловский авангард» в гостях у Москвы
17 мая
16:25
Столица отпразднует День рождения Московского метро парадом поездов