В музее Цветаевой открылись новые выставки

В музее Цветаевой открылись новые выставки

15 мая
10:20

Источник:

Музей Марины Цветаевой, расположенный в Борисоглебском переулке открывает новый музейный сезон. Помимо основной экспозиции, появились две временные, которые пробудут там полтора года. 

Музей важен и ценен тем, что он расположен именно в том доме, где жила сама Марина Цветаева с 1914 по 1922 год. Поэтому всё в нём пропитано великой поэтессой, а новые выставки только усиливают этот эффект. 

Как замечают сами создатели, постоянную экспозицию обрамляют выставками. И в этот раз было решено разместить их в начале и в конце, что носит свой определённый смысловой контекст. 

В начале музея посетителей встретит выставка, которая называется "От Гагаринского до Трехпрудного". На этих улицах были расположены дома Цветаевой и её мужа - Сергея Эфрона. Оба дома их детства были разрушены при советской власти. Поэтому было решено перед знакомством с их общим домом на Борисоглебском переулке создать некую иллюзию и заглянуть в прошлое. Вся выставка состоит из мемориальных вещей, которые находились в разрушенных домах двух этих семей. Вещи семьи Цветаевых были сохранены благодаря старшим детям. А вот у семьи Сергея Эфрона все сложилось тяжелее - фамильные реликвии ушли на выкуп из тюрем, так как вся его семья поддерживала революционные идеи. То, что чудом сохранилось - представлено на этой выставке. Посмотрев внимательно на эти мемориальные вещи, становится понятно, как много общего у этих двух семей и домов, и насколько сильно детство повлияла на будущую жизнь молодых людей. 

Следующая новая выставка представлена уже в конце постоянной экспозиции, на чердаке. Тут уже практически нет мемориальных экспонатов. Создатели решили воспользоваться метафорическим принципом. Вся комната наполнена запакованной мебелью. Это одни из самых тяжёлых лет в жизни Марины Цветаевой - 1920-1922 года, первая волна русской эмиграции. Поэтесса начинает чувствовать отчужденность с новой Советской действительностью и размышляет об отъезде. В этот период своей жизни она остаётся одна - все друзья уже давно эмигрировали. Главное в этой выставке - ощущение одиночества. "Больше ничего не дорого, кроме содержания своей грудной клетки" - писала Марина Цветаева. Она махнула рукой на свой разграбленный и разгромленный дом, который раньше безумно любила. "Не трать сил, мне всё это уже не нужно" - сказала однажды она своей сестре, когда та начала приводить дом в порядок. Эта экспозиция заставляет по-настоящему прочувствовать разлуку с семьёй, друзьями, которые один за одним уезжают, а главное - разлуку с Родиной. 

После того, как Цветаева всё же покинула свой дом, начались самые страшные для неё времена. Все годы она просила о тихих четырёх стенах, где можно писать стихи. Ведь, как и любому эмигранту в то время, ей приходилось менять города, адреса и даже страны. Марина ещё не раз вспоминала этот свой дом и кабинет, где и были написаны все её стихотворения с 1914 по 1922 года. 

Заканчивается экспозиция в комнате, где лежат чемоданы. 1922 год - Марина Цветаева покидает свой любимый дом, а самое главное, что она увозила - это сундучок с её рукописями. В этом зале посетители могут ознакомится со всеми сборниками, которые были написаны на Борисоглебском переулке. Они представлены на сенсорной панели, так как в своём первоначальном виде до нас они, к сожалению, не дошли. Тут каждый может остаться наедине с поэтессой. Ничто не отвлекает от обращения к главному созданию Цветаевой - её стихам. Несмотря на сложную судьбу, женщина никогда не переставала писать. 


Читайте также
03 мая
17:00
Вечный огонь в Александровском саду ожидает предпраздничная профилактика
03 мая
12:25
ВДНХ приглашает москвичей и туристов на мероприятия к 9 Мая
02 мая
19:00
Синоптики рассказали, когда в Москву вернется тепло