28 октября в музее С. С. Прокофьева прошёл концертный вечер «Встреча» молодого пианиста Максима Бетехтина. Он был посвящён сюите Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Это цикл пьес, каждая пропитана своей историей и погружает слушателя в свое время и пространство, которое обволакивает все вокруг. Первому Студенческому удалось пообщаться с начинающим маэстро и узнать о многих тонкостях профессии пианиста.
Для вас музыка - это работа. От любой работы устаёшь. Можно ли устать от музыки?
- Да, бывает такое. Но чтобы что-то снова начало тебя радовать нужно немного отдохнуть или сменить жанр.
Многие поп-артисты мечтают собрать «Олимпийский». О каких залах мечтают пианисты?
- Сложный вопрос, у меня нет цели собрать, например, Ледовый дворец. Слава - это не самоцель. Да, приятно, когда тебя знают, когда приходят тебя слушать. Но это может быть любой зал. Этот зал очень классный, он камерный, я могу контактировать с каждым, особенно когда что-то рассказываю. В большом зале это делать уже сложно. Поэтому мне интересны такие залы. Малый зал консерватории – это вообще идеально.
Какое было ваше самое запоминающееся выступление?
- Да вот это, его я лучше всего помню.
В свете последних событий мы хотим узнать, во сколько пианисты выходят на пенсию?
- Моему профессору 93 года и она ходит три раза в неделю в консерваторию, она там просто живёт. Разумеется, у неё бывают проблемы со здоровьем, как и у любого человека 93-х лет, но там ей становится лучше. Она идёт туда полечиться, вот такая панацея. На самом деле все очень индивидуально. Есть люди, которые рано перестают играть, кто-то считает, что главное – вовремя уйти. Это как у спортсменов, потому что это физиология – мышцы не вечны. А кто-то, наоборот, как Артур Рубейнштейн. Он играл потрясающе до последнего и залы собирал.
Вы можете дать оценку современному слушателю? Какой он?
- Он разный. Есть люди, которые обучались музыке, это совершенно другие люди, они понимают в этом. Что касается среднестатистического слушателя – классическая музыка мало кому нужна. Есть же такой тезис, что это скучно. Хотя сегодня ситуация выравнивается, люди идут, это становится модным и даже популярным.
То есть вы не согласны с тем, что классическая музыка теряет свою популярность?
- Нет, ситуация выравнивается, люди идут. Да, было время, когда она теряла и почти все растеряла. Это связано с людьми, которые делают это направление модным, которые делают это трендом. апример, сейчас на карте музыкальной Европы появилась Пермь. Теодор Курентзис организовал там оркестр MusicAeterna – этот город теперь знают в Зальцбурге, потому что такого нигде нет. Теперь люди ездят не в Питер, чтобы послушать музыку, а в Пермь...
Какую музыку вы любите?
- Естественно, слушаю записи своих «конкурентов», это интересно. А так, русский рок, еще очень люблю музыку ушедшей эпохи – Beatles, Queen.
Расскажите о том, моменте, когда вы поняли, что музыка – это то, чем вам нужно заниматься всю жизнь.
- Это было в девятом классе гимназии. В это время уже пора решать, что делать. У меня аналитический склад ума, и я выбирал между программированием и музыкой. Помогло то, что я понимал, что от любой работы можно устать – и от первого, я бы устал намного быстрее. Хотя музыка и считается самым непрочным искусством, это дым. Вот я сейчас сыграл, и где это все? Только в головах слушателей.
Кому вы сейчас говорите спасибо за все, что имеете и умеете!
- В первую очередь, конечно, бабушке! Бабушка – это всё. Она очень интересный человек, чем она только не занималась, а вообще, она майор полиции. Вы знаете, как это трудно – водить пятилетнего ребёнка на занятия музыкой, столько сколько это нужно? Поначалу это очень сложно, никто в таком возрасте музыкой сразу не заражается, и она водила. Благодарен родителям – они всегда рядом, всегда поддерживают. Ну, и конечно же, педагогам.
Справка
Максим Бетехтин - молодой концертирующий музыкант. Он родился в Сыктывкаре, окончил Гимназию искусств при главе Республики Коми, в Москве продолжил образование в Консерватории. Каждый его концерт уникален, для пианиста важна не только музыка, но и разговор со слушателем, погружение его в пространство того или иного произведения.
Организатор концерта «Встреча» Алевтина Стручкова, продюсер Московского фестиваля искусств «Арт-маяк».
Автор: Василиса Романова
Фото: Лариса Кузнецова