24 апреля прошел пресс-показ выставки «Ars Sacra nova. От мифа к символу»

24 апреля прошел пресс-показ выставки «Ars Sacra nova. От мифа к символу»

Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу», посвящённая творчеству художников России и русского зарубежья 1900-1940 годов, входит в многочастный проект «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX–XX веков на мировой художественный процесс». Дом русского зарубежья предлагает зрителю посмотреть на эпоху начала 20 века глазами таких творцов, как Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих и многих других.
25 апреля
18:05

Источник: Фото автора

«Весь мир – театр». Такими словами начался знаменитый монолог шекспировкого героя в комедии «Как вам это понравится». Затем его голос подхватил Кальдерон, изучая в своих драмах «Великий театр мира». После к этим же словам обратился лингвист Ю.С.Степанов, отметив, что работы Кальдерона пронизаны христианским посылом и призывают играть роль, данную нам от Бога, со старанием.

И как в этой короткой истории перекликаются религиозные и театральные начала, так и выставка «От мифа к символу», приоткрывая театральные завесы, пытается погрузить зрителей в размышления о вечной жизни. Всё оформление зала отсылает к театру.  Приглушённый свет, колонны, обёрнутые кулисной тканью, софиты и декорации становятся фоном для художественных произведений, проводят параллель между театральным и изобразительным искусством. Только роли здесь играют не актёры, а люди, приближающиеся к райскому саду или отдаляющиеся от него по мере своего духовного развития.

Такие параллели встречаются в представленных на выставке работах Льва Бакста, который, являясь в первую очередь театральным художником, передал в своих картинах эстетику метаний и новых энергий 20 века. Рассказывая о декорациях, написанных им для пьесы Шекспира «Буря», искусствовед Любовь Леонидовна Агафонова обратила внимание на то, как театральное в произведениях Бакста находит связь с божественным: «Всего лишь пьеса «Буря», но в ней столько жизни! Той русскости и той природы философии и самоидентичности, которую мы несём в себе».

Тема вечной жизни близка любому виду искусства. И не удивительно, что в годы репрессий, когда религиозность в России была фактически преступна, художники, поэты и композиторы не переставали обращаться к размышлениям о жизни и смерти в своих работах. Будучи «не в изгнаньи, а в посланьи», как говорил Мережковский, светочи русской культуры обращались к Богу, по-разному интерпретируя евангельские притчи и стараясь найти в них ответы на свои вопросы. Этому поиску и посвящена большая часть работ экспозиции.

Так, по словам Любови Агафоновой, находясь под влиянием новых течений в искусстве, Борис Смирнов-Русецкий «пишет о создании мира, о явлении, когда Бог сотворил вселенную. Вселенную людей, которые жили в тот момент, когда совершались революции, когда новый мир ломал старый. Но когда никто из этих деятелей не думал о разрушении. Они хотели созидания». Подобным образом и в картинах Нестерова, собранных в Доме русского зарубежья, образы русских женщин, русского монашества и самой Руси стали направляющим лучом в исследовании художником самоидентичности русского народа.

Особую роль в композиции выставки играет архитектурная часть. Русский стиль – ответвление отечественного модерна – здесь представлен в эскизах к Казанскому вокзалу Алексея Щусева и в его же черновиках к храму Сергия Радонежского на Куликовом поле, который был расписан Дмитрием Стеллецким – ещё одним великим деятелем начала 20 века. Все представленные на выставке виды искусства тесно переплетены между собой и служат одной цели: направить взгляд зрителя в глубину собственной души, чтобы найти ответ на общий для всего человечества вопрос.

Поэтому на этот проект невозможно смотреть как на что-то отставшее от реальности, далёкое для понимания современного человека. Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» олицетворяет собой нить, связывающую огромное количество поколений. Она повествует о том, как в самые тёмные времена художники стремились найти путь к вечному. Ведь, как заключила искусствовед и советник директора музея Дома русского зарубежья Любовь Агафонова, «когда с миром вокруг происходит непонятное, мы возвращаемся к Богу».

Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу», представленная в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, продлится до 15 сентября 2024 года.


Читайте также
03 мая
17:00
Вечный огонь в Александровском саду ожидает предпраздничная профилактика
03 мая
12:25
ВДНХ приглашает москвичей и туристов на мероприятия к 9 Мая
02 мая
19:00
Синоптики рассказали, когда в Москву вернется тепло