Как покорить Канны и «Кинотавр»

Эксклюзивное интервью с режиссером фильма-призера Каннского кинофестиваля

16 августа
16:30

Источник:

Российский режиссер Игорь Поплаухин и его короткометражка «Календарь» покорили Канны, «Кинотавр» и уже претендуют завоевать сердца российских зрителей. В эксклюзивном интервью специально для Первого Студенческого автор знаменитого «Календаря» рассказал об особенностях создания фильма, поделился впечатлениями от кинофестиваля в Каннах и воспоминаниями о своей первой короткометражке.

Игорь Поплаухин — выпускник журфака МГУ и Московской школы нового кино. За последние семь лет снял четыре короткометражки, но популярность, второе место в программе студенческих фильмов «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля и победу в «Кинотавре» ему принесла его четвертая работа — «Календарь».

Фильм «Календарь» называют главной фестивальной короткометражкой этого лета. Как вы считаете, что именно принесло ленте такую популярность?

Короткометражные фильмы — очень специфический формат, они редко выходят в публичное поле, создаются сугубо для фестивалей. Режиссеры снимают короткометражки в надежде, что их заметят продюсеры и в будущем они смогут снимать большие, полноценные фильмы. И поэтому то, что произошло с «Календарем» — действительно необычно. Мы были удивлены, но, безусловно, большую роль сыграл бренд Каннского фестиваля. Потому что именно после участия фильма в Каннах на нас стали больше обращать внимание в России. Я не думаю, что это совпадение, просто это следствие, закономерность. После Канн мы оказались на главном российском кинофестивале «Кинотавр», и там фильм тоже завоевал награду. Потом уже появился лавинообразный эффект, когда фильм стал интересовать все большее количество людей, несмотря на то, что он короткометражный и длится всего полчаса.

TASS_27163793_d_850.jpg

Расскажите о своем дебюте в конкурсе каннской программы «Синефондасьон». Ведь ваш фильм был там единственной российской работой?

Это был мой день рождения — 5 марта 2018 года. Мне позвонили из Франции, из Канн, я убирался в квартире в тот момент. Мне сказали, что мы попали в одну из программ Каннского фестиваля — программу «Синефондасьон». Она объединяет фильмы киношкол со всего мира. В этот раз было подано 2500 заявок, а в программу вошли всего 17 фильмов. И, действительно, наш фильм был единственным от России. Для меня это стало лучшим поздравлением, даже отборщики сказали, что специально дожидались моего дня рождения, чтобы сообщить эту новость.

Если говорить о впечатлениях от участия в Каннском фестивале, то главное ощущение – что все это больше тебя. Фестиваль такой огромный, его посещают тысячи людей, все они являются профессионалами киноиндустрии. Туда не пускают обыкновенных зрителей, то есть все, у кого есть аккредитация, связаны с кинопроизводством. Это продюсеры, актеры, режиссеры и все на общих правах стоят в длинных очередях, чтобы увидеть новые фильмы Ларса фон Триера и Маттео Гарроне.

Мне запомнилась история с очень строгим дресс-кодом. На все вечерние показы надо было обязательно приходить в костюме и бабочке – галстук был запрещен. Помню, мне очень жали ботинки. Я не ожидал, что мы получим какую-то награду, для нас и так было большой честью участвовать в этом конкурсе. Мы как-то даже забыли, что можно тут еще что-то и выиграть. И именно в день вручения наград «Синефондасьон» я решился на маленький бунт и впервые пришел не в пиджаке, а в толстовке и кроссовках, но в брюках. И неожиданно назвали мое имя, наш фильм получил второе место и надо было выходить на сцену. Какое-то издание даже выпустило материал с шутливым заголовком, что российский номинант вышел получать награду в толстовке.

Что вы взяли за основу фильма? Может это была какая-то ваша личная история или ваших знакомых?

Есть два основных подхода. Некоторые режиссеры считают, что они обязательно должны транслировать какую-то историю из личного опыта. Они думают, что если человек что-то пережил по-настоящему, то он способен про это рассказать. Я придерживаюсь другого направления, оно тоже довольно крупное. Одним из самых его заметных представителей был Федор Михайлович Достоевский, который вычитывал многие сюжеты своих книг в судебной или криминальной хронике, и они вдохновляли его на произведения. Со мной произошла похожая история. Я просто прочитал про необычное явление, про определенный социальный феномен. Я сейчас не могу публично рассказать об этом, потому что люди же еще не смотрели короткометражку.

Если коротко, это не моя история, эта тема была взята из открытых источников. Я интерпретировал ее по-своему и получился фильм, никак не связанный с моим личным опытом.

В одном интервью вы сказали, что первый фильм снимали на даче буквально подручными средствами. Как случается этот переход: вот вы никто и делаете что-то совершенно иное, а вот - вы уже режиссер и снимаете кино?

Меня переклинило семь лет назад, летом 2011 года. Я тогда уже начинал интересоваться кино, но не верил, что человек может его сам снимать, особенно меня беспокоил такой аспект, как звук. Я не понимал, как можно сделать качественный звук в фильме, как его можно записать. И тогда я познакомился с владельцем звукозаписывающей студии, которая как раз специализировалась на короткометражных фильмах. У них были дешевые расценки, я взял от них молодого специалиста, набрал не профессиональных актеров, а обычных детей в школе, потому что у меня друг работает школьным учителем. Наш с ним общий друг стал оператором, у нас был обыкновенный фотоаппарат. Мы поехали все ко мне на дачу на две недели и там снимали фильм. Получился огромный любительский фильм на 35 минут — «Пятна на солнце». Я сейчас понимаю, что это очень неумелая работа, но очень трогательная. И первый фильм будет оставлять всегда только трепетные воспоминания. Я гораздо меньше люблю свой второй короткометражный фильм «Асфальт». Но два последних «22» и «Календарь» получились совершенно на другом уровне качества. Я их снял, уже проходя обучение в Московской школе нового кино.

Этот переход случается очень резко. В голове что-то щелкает, и ты понимаешь, что можешь это преодолеть, можешь руководить группой людей, вдохновить их на что-то, они тебе поверят, вы сделаете фильм, ты совершишь какой-то качественный рывок. А потом, когда первый фильм есть, то главное не останавливаться и дальше совершенствовать свои навыки.

Pl8WZU9Y4ns.jpg

Почему изначально вы поступили на журналистику, и как эта специальность помогает вам в кино?

Когда я поступил на журфак МГУ, то еще не думал, что хочу снимать фильмы. Я выбирал между журфаком и филфаком, но пошел на журфак, потому что решил, что лучше уж самому писать, чем всю жизнь изучать, что писали другие.  Я знаю, что у меня с детства хорошо получалось писать. Эта способность очень помогает мне в написании сценариев. У меня расторможенное письмо, я восемь лет работал в журналистике — редактором, копирайтером. За свою жизнь написал горы текстов, миллионы знаков с пробелами. Для меня не составляет труда написать что-то связное на страницу и больше, и делать это с определенной регулярностью. Для режиссера, который работает в сфере авторского кино, это очень важно, потому что они, как правило, сами пишут сценарии.

В каноне Московской школы нового кино более ста фильмов. Вы наверняка видели все и даже больше. Можете составить из них свой «канон-каноныч» из 5 самых обязательных к просмотру фильмов?

Признаюсь честно, что в каноне не то что больше 100 фильмов, там больше 100 режиссеров и у каждого из них в среднем 4-5 фильмов, а у некоторых написано, что надо смотреть все их фильмы. Это получается 500, и, естественно, я не смотрел все их фильмы. Канон не обновляется каждый год, но зато каждый год выходят фильмы, которые вполне укладываются в его парадигму, и я за последние годы смотрел многое из того, чего нет в каноне.

WDSUMmyeGZs.jpg

Вот мой ТОП:

 «Япония», мексиканский режиссер Карлос Рейгадас

  «Озеро», французский режиссер Филипп Гранрийе

 «Сатанинское танго», венгерский режиссер Бела Тарр 

 «Розетта», французские режиссеры братья Дарденн

 «История моей смерти», каталонский режиссер Альберт Серра

Как планируете выстроить свою профессиональную деятельность в будущем? Вы определились с тем, каким будет ваш первый полный метр и когда начнёте его создавать?

Конечно хочется перейти от создания коротких метров к полнометражным фильмам. Получить возможность их снимать, чтобы нам поверили российские продюсеры. Мы ищем не только финансирование, не только денежный мешок, а понимающего человека, который будет на одной волне с нами, который будет нам доверять, а мы будем доверять ему.

Сейчас есть три сценария: два готовых и один наполовину дописан. Иногда мне кажется, что один из них лидирует, потом другой. И я до сих пор не могу с уверенностью сказать, что хотя бы один из этих сценариев будет экранизирован. К дебютанту продюсеры относятся с некоторой опаской, со здоровой долей скепсиса, несмотря на то что им могут нравиться фильмы. Но они понимают, что полный метр — это совсем другое дело, другие деньги, риски.

Я за последние семь лет снял четыре короткометражки, и успех пришел только после четвертой. Не исключено, что с полными метрами будет такая же долгая эпопея. Но я к этому готов, и это главное, что меня интересует. Так что будем сражаться за большое кино!

Ближайший показ фильма «Календарь» пройдет 25 августа в Новом Манеже, он будет бесплатным.    


Читайте также
01 мая
18:30
Чернышенко рассказал о профориентационных экскурсиях «Наука рядом» в 36 регионах России
01 мая
17:55
Захарова потребовала от Латвии предъявить список стран, разрешивших удары по России
01 мая
17:25
Опубликовано меню из 600 блюд для участников Олимпиады в Париже на фуд-корте La Felicità