«Боб в Марле», «Бедросыч» и «Планета Игоря Николаева»: как московские концептуалисты видят звезд поп-культуры.

Прогуляемся по выставке «Видения звезд» теоретика современного искусства Павла Пепперштейна, увидим московский концептуализм во всей его красе и узнаем, как связаны звезды эстрады со звездами в космосе.

06 марта
21:45

17 февраля в фонде культуры «Екатерина» состоялась дебютная выставка «Видения звезд» арт-дуэта ППСС – Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски. Основатель московского концептуализма, художник и писатель Пепперштейн обращается к коллективному бессознательному, а, точнее, визуальному и слуховому «следу», который оставили в нашем сознании певцы и певицы. Сам автор подчеркивает, что исполнители были взяты «произвольно» – это характерно для концептуализма. В основе работ ППСС лежит не план выражения – персонажи, цвета, формы (хотя они, безусловно, тоже важны), а план содержания: противостояние индивидуализма и глобализма, влияние поп-звезд на наш коллективный разум.

П.Пепперштейн: «Здесь предполагается, что надо сгинуть под модными ботинками публики. Позиция гламурного художника – это позиция глубочайшего смирения и подстилания в отличие от шизовеличественной позиции концептуализма.»

Отсюда и портрет Иосифа Кобзона над звездой Давида, и группа «Тату» с крестом из колючей проволоки и статьей 102 УК РФ о принудительном лечении, и Алла Пугачева в образе Медузы Горгоны, на голове которой змеями расползаются современные проблемы сексизма, феминизма, анархизма. С первого взгляда ощущается психоделичность – звезды в работах Пепперштейна выглядят совсем не так, как мы привыкли их видеть. Психоделика здесь становится способом интерпретации современной культуры.

Просмотрев достаточно картин, можно выделить несколько переходящих мотивов. Во-первых, от одного изображения к другому повторяются будто штампованные круглые лица – олицетворение коллективизма, отказа от индивидуальности. Все слушают одинаковую музыку, и, соответственно, мыслят одинаково. Закрытые будто в блаженстве глаза – символ глобального неведения, прострации в современном обществе. Во-вторых, на каждой картине присутствует геометрическая абстракция. Острые металлические пальцы Леди Гаги, непропорциональная черная бабочка певца Клауса Номи – строгие линии привлекают взгляд, заостряют внимание на абстракции, нефигуративности, то есть «нечеловечности» изображаемых персонажей. Звезды – это уже не люди, а «смесь» звуков, красок, форм в нашем сознании. 

Объектами на выставке Пепперштейна стали не только звезды эстрады, но и звезды – космические тела.  Интересная концепция «одушевления» созвездий была представлена на втором этаже экспозиции. Пепперштейн изображает звезду не только с научной, но и с поэтической точки зрения – о каждой из 5 представленных звезд автор пишет стихотворение. Каждое космическое тело неповторимо: так замысловато художник проникает в наше бессознательное – звезда имеет имя, а, значит, имеет мысли, чувства, переживания. Звезда Скорпиона проникнута жаждой власти (как в свое время Наполеон), а Звезда Стрельца глубоко одинока, у нее «нет ни брата, ни отца».

«Во сне мне светит и сквозь сон 

Звезда по кличке Стефенсон!

Скажи мне, Стефенсон, зачем на берегу реки

В ночи девчонки вновь вопят стихи?» 

Третий этаж арт-выставки целиком посвящен иллюстрациям Павла Пепперштейна к книге «Приключения Алисы в Стране чудес». Художник признается, что сказка Льюиса Кэрролла – его любимая книга с детства, он перечитывал ее множество раз и почти выучил наизусть. Мы встречаем любимых всеми героев: Алису, Безумного Шляпника, Червонную Королеву, Белого Кролика в их классических образах.  Однако и тут прослеживается своеобразный стиль Пепперштейна – много геометрии (чего только стоит большая треугольная шляпа Алисы), гипертрофированность (огромные ноги Червонной Королевы) и тонкие, строгие линии. Кстати, сейчас книгу с данными иллюстрациями можно приобрести в издательстве V-A-C Press.

В экспозиции также был представлен черно-белый фильм «Белый шум». Темный, резко сменяющийся видеоряд в совокупности со звуками войны и стрельбы дают полное представление о человеческой жестокости.

Творчество Павла Пепперштейна от А до Я является чистым художественным жестом – воплощением идеи концептуализма. Через яркие образы, необычные сочетания, поэтические вкрапления художник борется с «попсой», выявляя новые связи, добавляет новые «узоры» на полотне нашего сознания. Так, арт-выставка «Видения звезд» открывает для нас звезды – эстрадные и космические – с совершенно новой, идейной стороны.