В музее имени Н.А.Островского прошла лекция «От суровой реальности к любовным грёзам: концепция материнства в советском кино 1920-1930х»

В музее имени Н.А.Островского прошла лекция «От суровой реальности к любовным грёзам: концепция материнства в советском кино 1920-1930х»

04 мая
16:15

Источник: София Игонченкова

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН Филина Юлия Сергеевна рассказала о том, как формировался и менялся образ советской женщины в кинематографе начала ХХ века. Мероприятие прошло в рамках проекта «Женщины рядом с писателем» музея Николая Островского.

Мать, жена, или работница завода: независимо от роли, женщина в советском союзе – свободная личность, наделённая правами и способная действовать самостоятельно. По словам историка, гендерное равенство и феминизм пришли в нашу страну гораздо раньше, чем принято думать сейчас. Переход от церковного брака к гражданскому, упрощение процедуры развода и разрешение медицинских абортов вывели советское общество на новый этап развития и позволили женщинам самим распоряжаться собственной жизнью.

1714745565_img4826jpg.jpg

В кино, как известно, все социальные изменения отражаются моментально, зачастую даже предвещая грядущие события. Как независимые авторские фильмы, так и работы, снятые по заказу органов власти, с разных точек зрения освещают одни и те же события. Кинематографическая летопись рисует перед нами те исторические картины, которые невозможно отыскать в официальных бумагах. Поэтому, изучая роль женщины в начале ХХ века, Юлия Сергеевна обратилась, в частности, и к этому виду искусства.

Обсуждая материнскую роль, лектор отметила, что в советском кино 20-30х годов женщина выбирала, рожать ей или нет, полностью самостоятельно. Однако отказ от ребёнка практически никогда в итоге не совершался. Наоборот, женщины принимали решение рожать даже вопреки уверениям партнера, и именно после родов их жизнь складывалась как никогда удачно. Например, в удалённой сцене фильма Игоря Савченко «Случайная встреча», описывающем судьбу беременной героини-спортсменки Ирины, показан спор между мужчинами-атлетами и женщинами-работницами. Мужчины убеждают Ирину отказаться от ребёнка ради спорта, в то время как женщины утверждают, что главное женское счастье – это счастье материнства. Героиня решает рожать, из-за чего ей приходится уйти от мужа. И в итоге, благодаря помощи своих друзей и коллег, занимает первое место на всесоюзных соревнованиях.

1714745588_img4819jpg.jpg

Кроме того, Филина обратила внимание, на то, что важную роль в становлении женского образа в кинематографе 20-30х годов играет и изображение женщины-работницы. Образ хрупкой хранительницы очага уступает образу сильной и самодостаточной героини, способной выполнять сложные задачи не хуже мужчин. Подобную картину мы можем наблюдать в фильме Ефима Дзигана «Женщина» 1932 года. По сюжету девушка Маша, мечтающая стать трактористкой, сталкивается с насмешками и издевательствами мужчин. Фильм проводит параллель между трудностями, с которыми приходится справляться женщине на заводе, с болью, которая настигает её во время родов. Фильм воспевает женскую целеустремлённость и демонстрирует внутреннюю силу, способную сломить любые препятствия на пути героини.

Кроме того, классический сюжет для фильмов этого периода строится на истории о женщине, которая, будучи беременной, остаётся одна. «Большинство героинь проделывают путь, который позволяет им стать полноправными членами советского общества. И таким образом обрести и самостоятельность, и счастье», – объяснила Фишина. При этом чтобы построить счастливую жизнь, женщинам в кинематографе 20-30х годов чаще всего приходится идти наперекор убеждениям отца ребёнка, так как биологические отцы практически во всех картинах стремятся воспрепятствовать родам.

«Исходя из советского кинематографа, для нормальной женщины материнство является во-первых, предметом естественной радости и путём обретения счастья, а во-вторых, адаптивным механизмом перехода в статус полноправного члена советского общества», – заключила Юлия Сергеевна. Советское кино было призвано просвещать общество и убеждать женщин в том, что что бы с ними ни случилось, без поддержки они не останутся. Пропаганда рождения детей сопровождалась при этом довольно откровенными призывами не пускать процесс беременности на самотёк и обращаться за помощью к специалистам.

Открытие выставки «Женщины рядом с писателем» состоялось 25 января. Она продлится до 2 июня 2024 года.

Фото: София Игонченкова


Читайте также
06 мая
11:40
Сергунина: Москвичи прислали более 4,5 тысячи работ на конкурс «Наследие моего района»
19 апреля
18:00
Выставки в SISTEMA GALLERY
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»