Храм Христа Спасителя: Собор-феникс

Храм Христа Спасителя: Собор-феникс

Храм Христа Спасителя – не только самый большой, но и, пожалуй, самый известный собор России. Ежегодно миллионы россиян смотрят на него с экранов телевизора. Именно из этого храма ведутся главные рождественские и пасхальные службы нашей страны. Но через что ему пришлось пройти, чтобы сейчас возвышаться над Москвой-рекой?

25 ноября
22:55

Источник: Источник: planetofhotels.com

От амбициозного проекта в европейском стиле до массивного собора на Пречистенской набережной – путь в 200 лет. За это время на месте храма стояли (или собирались стоять) 5 зданий. И не все из них – храмы.

Удивительно, но первый проект Храма Христа Спасителя был разработан не православным архитектором. Александр Витберг – его автор, друг императора и почётный масон – был лютеранином. Сам проект воплощал в себе европейские модные архитектурные веяния. Без масонства и здесь не обошлось. Внешне первый проект напоминает Исакиевский собор в Санкт-Петербурге. Да и стоит он в непривычном для нашего времени месте – на Воробьёвых горах, прямо у воды. 

Но Александр I, который одобрил проект и уже выделил на него деньги, скончался, и его место занял Николай I. Он категорически не одобрил проект Витберга и объявил конкурс на новый облик храма. Император одобрил идею Константина Тона – архитектора, который позже разработал образ Большого Кремлёвского дворца. Архитектор оформил проект собора в традиционном русском стиле — изначально неовизантийском. 

Современный облик Храма Христа Спасителя – преемник проекта Тона. Но, разумеется, с некоторыми тонкостями и не без участия инновационных технологий. Но об этом – позже.

Как говорится, свято место пусто не бывает. Так и в случае собора – на холме у Москвы-реки уже стоял Алексеевский женский монастырь. Но ничто не устоит перед приказом императора – монастырь разобрали и перенесли в Красное Село. Теперь о нём на Волчонка напоминает нижний храм. Все притворы здесь названы точно так же, как в Алексеевском монастыре.

Но храм, несмотря на долгое и основательное строительство, простоял до революции. Большевикам сооружение не понравилось: культурной ценности оно для них не представляло, так ещё и пропагандировало религию. Решение у такой проблемы одно – взорвать. Такая участь постигла Храм Христа Спасителя. 

От взрывов Волхонка сотрясалась целые сутки. В итоге от храма остались развалины, которые разбирали целых полтора года. И понеслась русская душа! Мраморные памятные плиты, которые украшали собор изнутри, потом нашлись в ступеньках Третьяковской галереи. Горельефы, которые были на храме снаружи, чудом уцелели: часть из них смогли вывести в Донской монастырь и сохранить там. Из икон полностью сохранилась только одна – в семье неравнодушных людей, которые когда-то увидели её в груде обломков. Сейчас эта икона хранится в самом храме.

На месте здания культа должно было появиться (как бы то парадоксально ни звучало) здание нового культа – Дворец советов. Стальной монументальный гигант планировал занять холм на Волхонке и в небывалых масштабах возвыситься над Москвой. Венчать монумент должна была огромная статуя Ленина – но не свершилось. Под грандиозную стройку социализма залили шестиэтажный фундамент. А потом – началась Великая Отечественная война, и строительство приостановили. 

Планам большевиков на дворец социализма было не суждено сбыться – в XX веке точно. А спустя почти сто лет в Москве построили миниатюрную копию Дворца Советов – бизнес-центр Оружейный. Только, в отличие от проекта большевиков, здание украшено не монументом Ленина, а подсветкой. 

Дворец не вышел, но не пропадать же фундаменту! И указом Н.С. Хрущёва решено: на месте храма будет бассейн. В здоровом теле здоровый дух, поддержка советского культа спорта – что может быть плохого? Но тут в игру вступил «сосед» храма – Пушкинский музей. Шедевры мировой живописи, которые меценаты годами отбирали по всей Европе, уберегли от двух войн и революции, страдали от испарений бассейна. Вода буквально оседала на полотнах Дега, Гогена, Матисса, Рембрандта и других «жемчужин» искусства XX века.

Противостояние искусства и «здорового духа» могло бы длиться вечно. Но тут вмешался другой дух – Святой. Или рок, кому во что верится. Бассейн закрыли на вечную реконструкцию. А позже – Советского Союза не стало. Место на Волхонке снова пустовало, и Юрий Лужков (тогдашний мэр Москвы) подписал указ о строительстве храма на бывшем холме. Самого холма уже давно не было: из-за фундамента Дворца советов на его месте осталась огромная яма. Нынешний собор стоит на искусственном возвышении.

И вот, Храм Христа Спасителя возрождается из пепла, словно Феникс. Собор восстановили по исходному проекту Константина Тона и добавили туда новшества: парковку, лифты и стеклянный пол-крышу, которая покрывает нижний храм и музей Храма Христа Спасителя. Сделали это в рекордно короткие сроки – за 5 лет. Самый большой купол собора, где размах крыльев одного только голубя на фреске составляет 3 метра, расписали буквально за месяц. Несмотря на скорость, работа шла «на совесть» – с момента строительства храм не подвергался реставрации.

А для тех, кто пожелает познакомиться с историей храма-феникса с его высоты, открыли смотровую площадку вдоль самого большого купола. Отсюда видны все «участники» истории создания и возрождения храма: ещё один проект архитектора собора – Кремлёвский дворец, миниатюрная копия Дворца Советов, Пушкинский музей и Воробьёвы горы – место, где он должен был стоять изначально. 

Подняться сюда стоит не только для того, чтобы увидеть эти здания – перед смотрящим на ладони открывается старая Москва. Волхонка, Пречистенка, Арбат, «Красный Октябрь», – до всего этого, кажется, можно дотянуться рукой. А за старыми тихими улочками уже возвышается новая сила, новая жизнь: за МИДом светит огнём будущего Сити, недалеко от МГУ стоят почти что небоскрёбы Мосфильма, а напротив Новой Третьяковки стоит дом-сова. 

Москва обновляется: старые дома сменяются новыми, привычные нам вещи обретают уже более совершенный и технологичный облик. И Храм Христа Спасителя, как никто другой, может нам об этом поведать.

Фото: Алина Крендюкова Фото: Алина Крендюкова
Фото: Алина Крендюкова Фото: Алина Крендюкова
Фото: Алина Крендюкова Фото: Алина Крендюкова

Читайте также
09 марта
10:15
Вдохновляющие лекции, которые стоит посетить: обзор лучших мероприятий марта
04 марта
14:10
Идеальные места для фотосессии: лучшие локации на 8 марта
07 ноября
10:00
«Красные крестины» и «плач о Ленине»: как советские власти пытались приручить фольклор