Уличное искусство в городе: Эстетика или вандализм?

Уличное искусство в городе: Эстетика или вандализм?

Уличное искусство как жанр вызывает множество вопросов. Тем не менее, искусствоведы с каждым годом всё активнее интересуются арт-проявлениями российского андеграунда. А музеи - через выставки пытаются изучить культуру улиц и познакомить с ней зрителей. На выставке TRUE ЛИ в Ruarts Foundation мы посмотрели, как стрит-арт интегрируется в городскую среду и попытались разобраться в спорных эстетических вопросах уличного искусства.

15 февраля
01:55

Источник:

Из полулегальных надписей на стенах уличное искусство за время своего существования выросло в многометровые живописные муралы, получило собственные музеи и фестивали. В каком-то смысле государство сумело подчинить себе “дикое” искусство: подобные проекты часто поддерживают грантами. Например, екатеринбургский фестиваль “STENOGRAFFIA” проходит при поддержке Министерства культуры Свердловской области, а нижегородское “Место” входит в стратегию развития областного центра.

mural-dzhaz-bend-na-Alekseevskoj.jpg

Нижегородский мурал с уличными музыкантами. Источник: pravda-nn.ru 

Первенство в российском стрит-арте остаётся за Санкт-Петербургом: здесь в 2012 году открылся первый в мире музей стрит-арта. Цель у проекта была урбанистическая: завод для рабочих. Владелец предприятия подумал, что яркие граффити “разбавят” депрессивную промышленную рутину.  Позже завод превратился в полноценную площадку уличного искусства с благоустройством. В Санкт-Петербурге прошел и первый выставочный проект-исследование российского уличного искусства. Выставку “Части стен” организовал Манеж совместно с фондом Ruarts. Московская выставка TRUE ЛИ в Ruarts Foundation - идейное продолжение этого проекта.

graffiti_jam_wall_elements_19.jpg

Анонс выставочного проекта «Части стен». Источник: vivacity.ru

Несмотря на большое количество пространств для свободного творчества, в России по-прежнему множество неподконтрольных арт-объединений, которые принесли в музеи искусство с улицы в прямом смысле слова.  Из-за отсутствия контроля в свободной арт-среде у этого жанра до сих пор нет собственной теории. Арт-группы просто не могут договориться между собой. Тем временем искусствоведы различают четыре вида стрит-арта (по техникам создания): 

  • writing (нанесение граффити в целом), 
  • bombing (создание рисунков за ограниченное время в экстремальных условиях)
  • tagging (нанесение никнейма художника на поверхности)
  • scratching (выцарапывание надписей и рисунков)

В фонде Ruarts собраны работы художников, которые работают во всех трёх техниках. Некоторые из них с переходом в публичные пространства не оставили творчество на улице, например, арт-объединения “Новые уличные» и “Злые”. Некоторые участники уличных арт-групп по-прежнему стараются сохранять анонимность.  При этом они имеют право сотрудничать с галереями и фондами, не раскрывая своей личности. У таких творцов больше свободы: и в выборе площадок для будущих работ, и в цензурных решениях. За острые социальные сюжеты и несанкционированное творчество по-прежнему полагается ответственность. Отдельной статьи за стрит-арт нет, поэтому  в подобных разбирательствах используют “Уничтожение или повреждение чужого имущества” или “Мелкое хулиганство”.

Работы «Новых уличных» на выставке TRUE ЛИ

“Уличная волна” во многом диктует свои правила выставочным пространствам. И дело не только в анонимности. Работы буквально переезжают в галереи из естественной среды обитания. Художники делают копии уличных работ и помещают их на выставки. Переезжают в музеи и традиционные для открытого пространства интерактивы. На 2 этаже фонда Ruarts, в самой “андеграундной” зоне располагается стена со стикерами. Это интерактив для посетителей: каждую наклейку сюда принесли художники или гости выставки. “Украшения” с этой стены нельзя купить - их можно только обменять или получить в подарок на андеграундных стикерфестах. Похожие стикеры можно найти на улицах Москвы. Такая инсталляция переносит зрителя из пространства фонда, “сокровищницы” и хранилища искусств, на свободную улицу с неформальной атмосферой. 

1644879741_20220210164915jpg.jpg1644879757_20220210164729jpg.jpg1644879788_20220210220204jpg.jpg

Уличное искусство часто сравнивают с “тремя буквами на стене”. Но “живая стена” - доказательство обратного. Не все уличные художники - вандалы, у которых отсутствует понятие культуры. Среди наклеек можно встретить библиографию Достоевского и отсылки к “маленькому человеку” Гоголя. Главный на этой стене - художник, долгое время известный в андеграундной среде под псевдонимом “маленькие люди”. Сейчас он выставляется в галереях под настоящим именем - Иван Симонов. 

1644879818_20220210165244jpg.jpg

«Окно в Европу» Ивана Симонова

Ему же принадлежит работа “Окно в Европу”, расположенная напротив. “Окно в Европу” раскрывает одну из особенностей уличного искусства. Часто материалы для андеграундных работ приходится брать буквально из-под рук (=подручные) или ног. Художник создал окно не из новых досок, которые только вышли с завода. Он использовал материалы, которые смог найти поблизости. Неизвестно, сколько лет этим доскам и кому они принадлежали, но сейчас они - произведение искусства. История с произведениями искусства из подручных материалах продолжается в фотопроекте Алексея Партола “Части стен”. На этих карточках показана история создания масштабных муралов из подручных материалов. Так, например, на одной из фотографий художники для удобства заливают краску в огнетушитель. А рамки к каждой из работ, повторяющие фон снимков, продолжают работу и логически завершают её смыслы. 

22_.jpg

Источник: http://truely.ruarts.ru/

Для многих уличных художников важно “оставить след на стене”: наклеить стикер, нарисовать небольшое граффити или масштабный мурал, а возможно - и нацарапать надпись. К идее “нацарапывания” (scratching) обращаются художники GRISHA и O331c. Эта коллаборация отсылает зрителя к наскальным рисункам: из-за своебразной техники и рабочего материала - золы. Посетитель может запечатлеть своё присутствие на стене, но за каждым его штрихом будет следить “Око” - ещё один совместный проект художников, представленный в 2017 году в ММОМА.

1644879940_20220210165429jpg.jpg

Но не только то, что написано или выцарапано на стене, может быть признано искусством. O331c обращается к элементам городской среды, без которых сложно представить постсоветский город. Романтизированный забор ПО-2 и бетонная плитка становятся для него холстом. Ограда “с ромбиками” из серого массивного препятствия превращается в арт-объект. На заборе появляются сюжеты и постироничные надписи.

Уличное искусство пытается преобразить город. Оно превращает серую, сделанную как будто под копирку, местность в огромные площадки для творчества. При этом художники не забывают шутить про типовую архитектуру. Помимо O331c, этой проблемой (или особенностью) заинтересовался Слава Птрк. Его “Серая серия” говорит об абсурде, который его окружает. “Панельные дома и гробы, заборы ПО-2 и бесконечная пробка из машин — в каждом случае я беру один элемент и бесконечно повторяю его на холсте, доводя этот паттерн до абсурда и ощущения нереальности. Изображение как будто продолжается до бесконечности за пределами холста, покрывая всё вокруг одним и тем же набором знакомых элементов.” - признается он в интервью для площадки Vladey. На выставке представлена работа художника под названием “Вид из окна”.

В России стрит-арт - это признанное, но во многом спорное искусство. Его только предстоит исследовать и осмыслить. И выставка “TRUE ЛИ” - один из шагов к познанию и принятию уличного искусства в классической арт-среде и среди горожан.


Читайте также
09 марта
10:15
Вдохновляющие лекции, которые стоит посетить: обзор лучших мероприятий марта
04 марта
14:10
Идеальные места для фотосессии: лучшие локации на 8 марта
07 ноября
10:00
«Красные крестины» и «плач о Ленине»: как советские власти пытались приручить фольклор