Толкотт Парсонс и социология

Толкотт Парсонс и социология

Толкотт Парсонс – всемирно известный социолог, и сегодня празднуется 120-летие с даты его рождения. Как сложилась жизнь ученого, и чем он знаменит – разберемся вместе!
13 декабря
13:50

Источник:

Толкотт Парсонс родился в 1902 году в Колорадо Спрингс, в семье протестантского проповедника. Его отец, Эдвард Парсонс, интересовался наукой, которую рассматривал как важное дополнение к социально-евангелическому вероисповеданию. Мать Толкотта, Мэри Парсонс, была известна как сторонница движения за политические права женщин.

В конце 1920-х годов Парсонс поступил в Амхерст Колледж в Нью-Йорке, где учился под руководством Л. Хендерсона. Благодаря Хендерсону Парсонс глубоко освоил социологическую теорию В. Парето, многие идеи которой получили впоследствии развитие в общей теории социального действия.

1670928839_2png.png

В 1924–1925 годах Парсонс получил возможность учиться в Лондонской школе экономики. Его научные интересы формировались под влиянием преподававших в школе экономистов Г. Ласки, Р. Туни, Э. Кеннана, Л. Гобхауза, М. Гинзберга. Эволюционизм и либерализм были преобладающими воззрениями в Лондонской школе экономики, и континентальный спекулятивный идеализм расценивался здесь как причуда. Наиболее значительное влияние на Парсонса в Лондоне оказал антрополог-функционалист Б. Малиновский. Именно на семинаре Малиновского была подготовлена одна из первых опубликованных работ Парсонса «Магия, наука и религия» (1925).

В 1925 году Парсонс продолжил своё образование в Германии, в университете Гейдельберга. Социальные науки в Гейдельберге находились под сильным влиянием романтического взгляда на историю и культуру как на развитие «народной души», которая не может быть предметом отстранённого научного анализа.

В 1926 году Парсонс вернулся в Гарвардский университет. В своих публикациях конца 1920-х годов он развивал веберовский тезис о капитализме как экономической системе, основанной на исторически определённых культурных нормах.

В 1931 году в Гарвардском университете был создан факультет социологии, который возглавил П. Сорокин. Отношения Сорокина и Парсонса оставались достаточно сложными на всём протяжении их работы в Гарварде. Однако уже к началу 1940-х годов, когда Парсонс получил постоянную профессуру, на факультете сложилась сильная школа структурного функционализма.

В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. Впоследствии он не использовал этот термин, но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма. Синтезировав теоретические подходы М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, З. Фрейда, Парсонс разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы (структурный функционализм). Он выделил следующие части системы социального действия:

  1. Инстинкты и потребности человека;
  2. Система личности, «эго»;
  3. Социальная система;
  4. Система культуры.

В центре социологической теории Парсонса находится вопрос о том, как возможно общество, то есть социальный порядок, нормативная регуляция поведения.

«Я всегда предполагал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим задавался вопросом о том, при каких условиях можно объяснить факт его существования», — писал Парсонс.

В 1946 году в Гарвардском университете был создан факультет социальных отношений, которым Парсонс руководил в течение десяти лет.

После того, как Парсонс в 1973 году оставил Гарвардский университет, он преподавал других учебных заведениях. До своей кончины он работал над книгой «Интеграция современных обществ». В 1979 году Гейдельбергский университет проводил конференцию, посвящённую пятидесятилетию со дня присуждения Парсонсу степени Dr. Phil. На конференции читали доклады Парсонс и ведущие немецкие социологи. 8 мая 1979 года, через день после конференции, в Мюнхене, Толкотт Парсонс скоропостижно скончался.

1670928881_3png.png

 Теория Парсонса повлияла на становление и развитие социологии как академической дисциплины. Его работы вызывали широкое обсуждение и подвергались всестороннему исследованию и критике. В научных кругах сложилась поговорка: «Если ты не критиковал Парсонса, ты не социолог». Тем не менее, его работы переведены на многие языки и до сегодняшнего дня составляют основу социологии.


Читайте также
22 февраля
23:05
По данным ВЦИОМ: Почему государство ставит в приоритет сферу туризма?
17 февраля
20:40
ТОП-5 научно-популярных книг на социальную тематику
14 февраля
19:00
Плюсы и минусы социальных сетей для детей