Путешествие на М’АРС

Путешествие на М’АРС

Исполнительный директор Центра современного искусства М’АРС Елена Давыдова о миссии музея

17 августа
10:30

Источник:

На реальный Марс полететь пока не можем, но у команды СПЕЦКОРА появилась другая возможность – отправиться на блог-тур по Центру современного искусства М’АРС. И такое ощущение, что всё-таки нам удалось побывать на другой планете.

Пройдя через портал в будущее, мы оказываемся лицом к лицу с искусственным интеллектом. Разработчики проекта HI, HUMAN представили вниманию посетителей голографический объект, который поприветствовал каждого члена нашей команды и пообщался со всеми желающими.

Заворожённые и заинтригованные, мы продолжаем путь. Выставочная инсталляция RESET напомнила о том, насколько широк спектр человеческих эмоций. Красный зал олицетворяет напряжённость, оранжевый – вдохновение, жёлтый – познание себя с неочевидных сторон, зелёный –умиротворение, сине-голубой – творческое начало, а фиолетовый – осмысление пройденных этапов. Вот и совершили путешествие по «радуге» чувств.

История самого арт-пространства М’АРС уходит корнями в далёкое прошлое. Центр современного искусства – первый частный музей в стране. Начал свою историю в 1988 году по инициативе Константина Худякова – знаменитого российского художника, работы которого вызывают резонанс в мире искусства уже многие годы. Он работает в жанре digital art – особенно популярном в современной молодёжной среде.

Исполнительный директор Центра Елена Давыдова, с которой побеседовали активисты СПЕЦКОРА и представители студенческих СМИ после посещения выставки, признаёт Худякова «гением, стоящим у истоков музея и продолжающим работать во благо молодого поколения».

- Расскажите, пожалуйста, в двух словах о становлении музея.

- Константин Васильевич Худяков в союзе с художниками-сподвижниками решили популяризировать своё творчество и показывать людям, что есть современное искусство. Авторские полотна, которые экспонировали в М’АРСе, были новаторскими, шли вразрез канонам художественного изображения того времени. В нашем хранилище собрана коллекция этих работ, и мы периодически устраиваем выставки полотен наших основоположников, которые всегда оказываются в тренде.

- На какую выставку советуете сходить студенту?

- Знаете, советую по возможности посетить все. Каждый из проектов – уникальный, каждый раскрывает замысел авторов с помощью разных технологий: VR – виртуальная реальность, AR – дополненная реальность, голографии и т.д. Для взрослой аудитории (18+) у нас работает иммерсивный Art VR проект «БОСХ». Надевая специальные очки, ты попадаешь… в рай. К вам подключили датчики, и вы можете трогать появляющихся существ: от милых зайчиков до чудовищ. Так, ты сначала гуляешь по Райскому саду, потом заходишь в ад. Там уже обитают люди, которые плохо себя вели на планете Земля. Любят приходить в «БОСХ» многие пары перед бракосочетанием, чтобы посмотреть, какие наказания ждут за плохое поведение. Думаю, молодёжь точно оценит такой experience.

- Считаете ли Вы искусством то, что создаёт компьютер, а не человек?

- В поисках ответа на такой вопрос можно созывать целую конференцию, мне кажется. Мы даже планировали запустить на М’АРСе проект с похожей концепцией, когда искусственные интеллект сам создаёт полотна. Я всё-таки считаю искусством то, к чему прикоснулась рука человека. Потому что человек имеет отношение ко всему, что нам порой кажется полностью компьютезированным. Говорить о том, что искусственный интеллект – это самостоятельный механизм, который может создавать неповторимые работы, наверное, будет преждевременным. Чтобы понять, что произведение искусства стало шедевром, должны пройти века. Мы можем видеть, как теперь относятся к творениям известных личностей прошлого - их литературные или живописные произведения называют достоянием человечества. А вообще на эту тему можно дискутировать бесконечно.

- Какая всё-таки миссия у М’АРСа? Поиск компромисса между человеком и роботом?

- Пробудить интерес к современному искусству у молодого поколения. А еще - вызвать аудиторию на диалог с нами. Во время карантина мы не стали уходить в проведение онлайн-экскурсий. Чтобы получить пролонгированный эффект, надо у нас побывать: надеть очки виртуальной реальности, с их помощью погрузиться в художественное пространство. Зум или Скайп такой возможности точно не дадут. Мы решили вместе с нашими партнёрами, авторами интерактивной выставки Hi, Human – цифровыми художниками арт-группы SYNTICATE.TEAM – устроить творческий конкурс #ХОЧУТАКОЕБУДУЩЕЕ для нашей аудитории. Мы попросили ребят уйти в себя и подумать на очень актуальную тему: «А что нас ждёт в будущем?» Конечно, загорелись этой идеей именно представители молодого поколения: 14 лет и немного старше. Кто-то выражал свои мысли в текстовом формате, кто-то – в статичной картинке или видео. Даже была такая номинация, как «Саундтрек», и некоторые участники попробовали написать музыкальное сопровождение к своим сочинениям. Интересно было наблюдать за генерацией идей молодёжи - работы были очень разные.

- И посылы разные?

- А вот посыл, кстати, был у всех один и тот же: «Хотим счастливое будущее, в котором есть место и человеку, и природе, и компьютеру. Планету роботам не отдадим».

Автор материала: Елизавета Желудева

Фото: Егор Жучков


Читайте также
19 декабря
17:30
Чайная церемония в стенах библиотеки
13 декабря
16:20
Китайская Россия или российский Китай?
08 сентября
21:25
Молодые журналисты Москвы посетили Общественный штаб по наблюдению за выборами