Излюбленная мрачность Готэма, томный взгляд Роберта Паттинсона и очередная концепция возмездия – о чем новый «Бэтмен» от Мэтта Ривза в кинообзоре Алины Крендюковой.
Долгожданный «Бэтмен» Мэтта Ривза является, вероятно, главным блокбастером 2022 года. Затмить его может только «Мультивселенная безумия» или «Тор: любовь и гром», однако делать выводы ещё рано. Премьера состоялась ещё в марте, но прокат «Бэтмена», как и других зарубежных мейджоров, был заморожен на территории России. Несколько дней назад зрители смогли увидеть премьеру в онлайн кинотеатрах, поэтому, можно сказать, главный защитник Готэма стал доступен российскому зрителю.
После двух лет поисков правосудия на улицах Готэма для своих сограждан Бэтмен становится олицетворением беспощадного возмездия. Когда в городе происходит серия жестоких нападений на представителей элиты, улики приводят Брюса Уэйна в самые темные закоулки преступного мира, где он встречает Женщину-Кошку, Пингвина, Кармайна Фальконе и Загадочника. Теперь под прицелом оказывается сам Бэтмен, которому предстоит отличить друга от врага и восстановить справедливость во имя Готэма.
Зритель видит до боли знакомые элементы повествования: вечно дождливый Готэм, грязь, преступность и коррупция, драма возмездия и другие отличительные особенности старого друга Бэтмена. Впервые этот персонаж появился на страницах комиксов DC в 1939 году и получил 8 экранизаций, не считая анимационные фильмы и камео. Только в 21 веке мы видели трилогию Нолана о «Темном рыцаре» (Кристиан Бейл), Бэтмена Зака Снайдера (с Беном Аффлеком), появление Брюса Уэйна в «Джокере», ну и новый фильм с Робертом Паттинсоном.
По субъективному мнению автора, лучшей психологической драмы, идеальной смеси супергероики и авторского кино, чем в «Темном рыцаре», не было и не будет в кинокомиксах. Однако не будем относиться к Бэтмену Мэтта Ривза со снобизмом и ностальгическим консерватизмом и дадим ему шанс.
С первых кадров мы видим кино, густо заправленное детективным настроением финчеровских фильмов «Семь» и «Зодиак», визуальные цитаты «Таксиста», концепция “Молчания ягнят” и референсы к предшественникам Бэтмена Ривза. Создатели фильма пытались сделать впечатляющий триллер: получилось ли у них это? Можно посмотреть с нескольких сторон. Неискушенный зритель несомненно получит удовольствие от обилия сюжетных поворотов, напряженных моментов и интригующих диалогов, однако поклонники детективного жанра несомненно будут зевать во время просмотра. История с Загадочником (на русском языке звучит смешно и как-то несерьезно, в оригинале антагониста зовут The Riddler) слишком похожа на дело Зодиака – серийного убийцы, действовавшего в Северной Калифорнии в 1960-е. Однако все “загадки” мы как-будто уже видели, безумие злодея не тянет на достойную мотивацию, а в конце, как и следовало ожидать, зрителей ждет happy end.
Создается ощущение, будто Мэтт Ривз не привнес ничего свежего в эту историю. Все тот же Альфред, старый, добрый полицейский Гордон, гонки на “бэтмобиле”, и, спасибо, что не показали сцену с гибелью родителей Брюса Уэйна: в сокровищнице мирового кинематографа достаточно кадров рассыпающегося жемчужного ожерелья в slow motion. Ну вот появляется Женщина-кошка в исполнении Зои Кравиц – она красивая, умная, дерзкая, принимает верное решение в дилемме справедливости и гуманности, и (слава богу!) не прыгает на шею главному герою, а выбирает свой путь. Зритель видит компромиссную историю, где главная интрига – пойдут создатели фильма на дерзкий шаг или будут следовать шаблонам коммерческого кино.
Очевидные плюсы у проекта несомненно есть: впечатляющая визуальная работа, симфония цвета и света в эффектных кадрах и операторская работа как авторское высказывание. Восхитительная музыка Майкла Джаккино и грамотный саунд-дизайн погружает зрителя в обстановку судного дня и рисует в воображении мрачную наготу преступного Готэма.
Ну и главный вопрос. Как там Роберт Паттинсон? Хочется процитировать моего фаворита кинокритики Зельвенского:
«Выразительная челюсть есть у многих, а вот трагическую челку на пол-лица прежде не мог себе позволить ни один Бэтмен»
Действительно, сыграть “пластикового” персонажа вроде Бэтмена смог бы и Александр Петров, но Роберт Паттинсон показал нам нового Брюса Уэйна: загадочного, затворного, скрытного юношу с сутулостью и жалобным взглядом. Смотреть на холодную красоту Паттинсона одно наслаждение и кинематографическое удовлетворение. Сравнение его с предшественниками остается на совести зрителя, но отрицать уместность Паттинсона в этой роли не имеет смысла.
То ли чувство ностальгии, то ли красота Готэма, то ли томный взгляд Паттинсона цепляют в этом фильме и оставляют гармоничное послевкусие. Мы можем бесконечно ругать голливудских режиссеров за желание наживы на знакомых зрителю сюжетах, но не стоит отрицать, что мы любим такие истории и Бэтмену, как персонажу, есть куда расти.
Источник фото: Кинопоиск