21 марта на Кинопоиске вышла последняя серия сериала «Внутри убийцы» от режиссёра Владимира Мирзоева (создателя тех самых некогда сильно хайпанувших «Топей» и грядущего «Преступления и наказания»). Попробуем разобраться, удалась ли экранизация бестселлера израильского писателя Майкла Омера или что-то в ней всё же пошло не так.
Начну с того, что мои ожидания к сериалу были явно завышенные. Признаюсь в своей откровенной слабости к сериалам про маньяков — отечественным или зарубежным, — и оттого «один из самых ожидаемых проектов Кинопоиска» был в списке проектов, которых я ждала с преувеличенным вниманием. После выхода финальной серии стало ясно, что любые ожидания следовало бы отбросить.
Про сюжет. Детство главной героини Зои Волгиной (Диана Енакаева) проходит в маленьком городке Троицке. Жизнь в нём течёт совершенно неспешно до череды изнасилований и убийств молодых девушек, всполошивших весь город. В совершении этих убийств Зоя подозревает своего соседа Руслана (Дмитрий Смирнов), довольно чудаковатого и, признаться честно, пугающего молодого человека. Она собирает доказательства, но в полиции их не принимают — у них уже есть подозреваемый, и всех всё устраивает. Девочке начинают видеться кошмары — во сне и наяву, в которых Руслан преследует и догоняет её.
Энное количество лет спустя уже взрослая Зоя (Анастасия Евграфова) становится опытным профайлером — на этом моменте зрители судорожно лезли в «Википедию» на поиски непонятного слова, и хорошо, если не читали статью про пролайферов и не сидели потом с задумчивым лицом в попытке понять, как вообще сопоставить всё происходящее на этом экране с тем, что они только что прочитали. В такие моменты нужно уверенно говорить: «Да, было».
Итак, Зоя стала опытным профайлером, но ей по-прежнему снятся кошмары, Руслан преследует её, отправляя ей конверты с серыми галстуками, а во всех мужчинах она видит злодеев. В Петербурге (где же ещё) появляется маньяк, который убивает и бальзамирует молодых девушек, а после расставляет свои произведения искусства по всему городу. Зоя вместе со своим напарником Тимофеем Волохом (Тихон Жизневский) начинает расследовать это дело, используя метод профайлинга и мысленно ставя себя то на место преступника, то на место жертвы.
Сюжет обещал быть интересным. Правда. Но вот исполнение, увы, подкачало. Для сериала было выделено пять серий, но настоящее детективное расследование начинается лишь в пятой, да и то не сначала. Всё время до этого было отдано пространным размышлениям, неспешным хождениям туда-сюда, бессмысленным разговорам, голой (обнажённой назвать не поворачивается язык) груди каждой второй женщины и не вполне понятным персонажам. По пальцам можно пересчитать, сколько раз за всю историю включалось какое-то подобие интриги. Попросту говоря, её не было. Самого следствия тоже не было. Работу профайлера, которая должна была стать основополагающей, обошли стороной. Осталось непонятно, в чём вообще заключалась уникальность Зои как специалиста и не было ли вообще всё это одним сплошным... мошенничеством. Более того, гениальный профайлер Зоя и вовсе готова была указать на другого человека и прекратить поиски маньяка только потому, что ей так показалось.
Питерская обстановка тоже слегка напрягает. Серые кабинеты со стеклянными стенами, безликие люди, роскошные апартаменты, высоченные (и тоже застеклённые) многоэтажки. Из узнаваемого, чисто петербургского — ничего. Разве что, пожалуй, мост, на котором стоит одна из жертв, но на этом всё и заканчивается. Атмосфера отечественного детектива оказывается безнадёжно утерянной в попытке подглядеть за зарубежными сородичами.
Про каст. Он интриговал ровно до премьеры. Тихон Жизневский, истерзавший всю душу своим дурашливым простачковым взглядом в фильме «Огонь», оказался совершенно не на своём месте. Фёдор Лавров в роли строгого начальника теряется и едва не прячет глазки при виде профайлера из Москвы. Про Анастасию Евграфову с вечно умирающим голосом говорить трудно, её игра, как говорится, зависит от случая. Единственный, кто порадовал — Сергей Гилёв, но он радует всегда. Ещё Сергей Шакуров, сыгравший деда Тимофея, смог выделиться на фоне этой безнадёжно откровенной скуки — правда, персонаж его совершенно непонятно зачем вообще существует.
Создатели оставили задел на второй сезон, впрочем, остаются сомнения, насколько этот второй сезон будет ожидаем и к месту. У романа есть продолжение, это значит, что снимать будут, пока не выжмут из книги всё до последней строчки. Очень жаль. Детализации и хоть какого-то раскрытия персонажей откровенно не хватило, но хочется надеяться, что это просто первый блин вышел комом, а не вся история таковым блином и является.