В МАММ опроходит первая Международная биеннале «Искусство Будущего». На выставке представлены 60 проектов, 23 из которых - иностранные. Все работы объединены темой отношения науки и искусства.
Первую международную биеннале «Искусство будущего», которая открылась еще в 2021 году, можно приурочить к юбилею МАММ и Году науки и технологий. На выставке представлено 60 проектов, 23 из которых - иностранные. Некоторые российские инсталляции созданы специально сделаны специально для биеннале. Посмотреть выставку можно до 3 апреля 2022 года.
На входе посетителей встречает скульптура «Читатель» STENZA. Маленькие экранчики транслируют названия книг из базы Лондонской библиотеки - за строчками на экране кроются терабайты книг, которые никогда не прочесть одному человеку. Но все эти данные хранятся в памяти компьютеров!
Выставку открывает инсталляция художницы Кейт Доуди, созданная вместе с лауреатом Нобелевской Премии Константином Новоселовым и студией Stain. «Пятый порядок Хаоса» помогает понять, как зарождается беспорядок в природе. Художница и ученый демонстрируют, как наука упорядочивает хаос: на интерактивном полотне повторяется жизненный цикл «квазикристалла» - экзотического вещества, чью симметрию невозможно рассчитать.
Первые залы выставки вводят в отношение науки и искусства компонент природы: художники создают фильмы для слуха и зрения растительных организмов, задумывают для них систему связи. Юлия Вергазова, например, изучила, как цветы, грибы и бактерии взаимодействуют в живой природе и на основе этих данных создала проект «flora.onion» - синтез человеческих коммуникационных технологий и микоризных сетей. Растительные киберорганизмы соединены подсвеченной сетью, похожей на грибницу. Художница считает, что такие интерактивные цветы в параллельной вселенной могли бы изменить ход истории. Подглядеть за жизнью киберрастений можно на сайте - открывайте через браузер TOR.
В отдельном зале - «Гуглонатюрморты» Дмитрия Кавки. Проект создан на пересечении цифровой и материальной реальности - генеративная сеть «собрала» натюрморты из картинок, хранящихся в базе Google, художник перенес изображение на бумагу - и поисковый инструмент обрел свой неповторимый голос.
На втором этаже художники переосмысливают ненависть, которую порождают борьба за свои права и стремление к власти. Например, в «Чаще» Сергея Шутова елки сложены из колючей проволоки - общий силуэт композиции напоминает хвойный лес, но, приближаясь, зритель видит абрисы из гофрированного железа.
В отдельном зале демонстрируется видеоинсталляция «Турандот: 2077» - футуристическое переосмысление сюжета узбекской сказки. Художники из группы AES+F размышляют о ненависти к мужскому началу и показывают, что счастливый мир можно построить, только если соблюдать баланс между людьми.
Третий этаж выставки посвящен отношению художников к космическим технологиям. Здесь можно погулять по Луне в виртуальной реальности и посмотреть на машинное искусство, которое создают роботы. Достаточно консервативно на фоне этих работ выглядит графическая серия Павла Пепперштейна - художник опирается на модернистские мечты о будущем, и на основе концепций Казимира Малевича и фантастических вселенных создает свои отрывочные зарисовки о том, какая судьба уготована человечеству.
Работы на биеннале посвящены влиянию цифровой среды на жизнь людей. Некоторые художники обращаются к теме компьютерных игр: например, пророческий триллер «Мор. Утопия», который создали незадолго до пандемии, переносит игрока в город зараженных песочной язвой. Игрок становится врачом, общается со смертью, дерется и говорит с персонажами «симулятора жизни». Еще посетители выставки могут попробовать себя в роли арт-диллера и продать произведения искусства лучшим европейским музеям. Наталья Алфутова и Ярослав Кравцов совместно с Аристархом Чернышевым специально для выставки создали сокращенную версию игры, в которой каждый может почувствовать себя современным художником и не запутаться в механизмах арт-рынка.
Отдельное место на биеннале отведено работам, посвященным экологии. Аристарх Чернышев специально для выставки создал симулятор “Сверхпотребитель”, который демонстрирует, какой экологический след оставляет человек в современном мире. Герой инсталляции идет по супермаркету, к нему прилипают использованные упаковки от продуктов - мусор, который оставляет после себя человек. Зрители сами могут стать сверхпотребителями - рядом с инсталляцией установлены специальные экраны, которые позволяют примерить наряды из кофейных стаканчиков и упаковок чипсов.
Выставка “Искусство будущего” напоминает экзотический digital-аттракцион. На шести этажах музея расположены роботы, картины, есть даже батут - инсталляция “The Network” Анны Радченко. Художница размышляет об ограниченности современного человека, его «золотой клетке» социального одобрения.
Посмотреть на современное искусство можно до 3 апреля, после этого работы отправятся в турне по российским регионам. В рамках биеннале запущена цифровая платформа artforthefuture.art, на которой представлено российское и зарубежное цифровое искусство - сайт будет доступен и после выставки.