Некоторые участники «Уникальной России»ー не только мастера, но и популяризаторы народных традиций. Среди них ー проект «Древо жизни». Это некоммерческая организация, которая продвигает «в массы» русские крестьянские росписи. Все их проекты призваны доказать: искусство и традиции предков достойны места в современном быту.
Культурно-просветительский проект «Древо жизни» стал победителем выставки-форума «Уникальная Россия» за лучшее оформление выставочной экспозиции. На своём стенде мастера представили интерьерные доски с горбыльскими узорами, посуду, сувениры и украшения с редкими росписями народов России.
фото: Екатерина Ребежа
Светлана Зеленцова, исследователь и популяризатор уфтюжской росписи:
« “Древо жизни” ー это некоммерческое объединение мастеров. Мы обучаем в онлайн-формате традициям различных росписей: уфтюжской, ракульской, городецкой, мезенской, валдайской, костромская росписи. Мы даже создали хэштег #remeslamzhit ー живой, смысловой. Но главная цель “Древа жизни” ー не только традиция, а традиция в современности.
У нас есть проект «Операция Горбыль». Идея в том, что мы расписываем по традиции необрезные доски. Доска ー это предмет, в котором не нужно переделывать композицию и смысловые решения. Мы просто берём смыслы и традиции из росписи и переносим их на предмет. Эти доски вписываются в лофт, сканди ー все трендовые интерьеры. Пожалуй, только в классику с вензелями не получится включить. Хотя можно использовать как эклектику.
Замысел «Операции Горбыль» в том, что не все люди понимают, зачем нужны народные промыслы сейчас. В музее это смотрится хорошо, а в современной жизни ー не нужно. А «Операция Горбыль» ー пример синтеза. Наша задача ー сохранить и передать промысел следующим поколениям. У нас получаются пожелательные доски. Раньше дарили прялки на различные праздники: свадьбы, появление в семье детей, юбилеи. Расписывали их уникальной символикой, иногда делали надписи. Здесь то же самое: идея была в смысловой передаче. »
По мнению мастеров «Древа жизни», старинные узоры легко впишутся не только в интерьер. Украшения с ними подойдут к современной одежде. Поэтому популяризаторы расписывают серьги, браслеты и броши.
Екатерина Ребежа ー популяризатор ракульской росписи (в «Древе жизни») и культуры Курского края (в авторском проекте REBEZHA). На «Уникальную Россию» она привезла авторскую инсталляцию с дореволюционной машинкой «Зингер» и аксессуары с авторскими принтами в народном стиле. Для футболок и значков Екатерина переосмыслила охлупень ー элемент крыши русской избы, для носков ー создала принт по мотивам ракульской росписи. Сама художница поддержала тренд: на её пиджаке ー значки с «брендами» Курска.
Екатерина Ребежа, художник, популяризатор и дизайнер:
«Курск часто называют “соловьиным краем”, поэтому эта птичка есть в каждом из моих значков. Этот соловей (крайний слева) ー сублимированный образ, яркий пример традиций нашего региона. Здесь я использую мотивы рушника ー закладного полихромного ткачества из Большесолдатского района. У соловья глиняные ножки ー мотив кожлянской игрушки. Интересное сходство: тут же изображен элемент местной гастрономической карты, внешне похожий на кожлянские игрушки-свистульки. Это вареники с дырочкой. Есть здесь мотивы куропаток и поля. Они взяты с герба Курска.
В этом значке (крайний сверху) ー снова элементы рушника, мотивы ткачества. А теперь мы вернёмся на гастрономическую карту региона и вспомним о самой яркой её составляющей – картофельной друньке. Это картошка с начинкой посередине. Как правило, туда добавляют мясо, иногда – жареный лук. А сверху все это поливают сметаной и посыпают луком. Когда друньку запекают, она напоминает лужок. А луг похож на ковёр – и нет ничего яснее, чем суджанский ковёр. Ну и, конечно же, сам соловей превращается в часть рушникаーковра. Он пляшет на картофельной друньке. Вот такая композиция получилась. А фон чёрного цвета ー это мотив курского чернозёма. У нас самая жирная и плодородная почва, всё на ней урождается. Я ещё думала свёклу нарисовать.
Здесь (на крайнем снизу значке) у нас полихромное закладное ткачество и элементы суджанского ковра. Соловей угощается кашей с яблоком ー знаменитой на весь мир курской антоновкой. Каша здесь тоже непростая ー это гарбузня, элемент гастрономической карты Курска. Она делалась из тыквы и пшена. Горшочек ー это мотив гончарного промысла. Его и сейчас продолжают в Горшечном районе, очень известный и яркий бренд.»
Екатерина и другие популяризаторы уверены: русским самобытным росписям есть место в XXI веке. И их задача ー показать, что наполненные смысловыми деталями принты «смотрятся» не только в музеях, но и в современном стиле жизни.