Чехов, Горький, Андреев - современная драматургия на подмостках МХТ

Чехов, Горький, Андреев - современная драматургия на подмостках МХТ

03 апреля
22:20

Источник:

На малой сцене МХТ им. А.П. Чехова прошла лекция Н.С. Скороход, профессора РГИСИ и искусствоведа в области театра. Тема выступления – «Современная пьеса в МХТ».

Московский Художественный театр – детище К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Режиссёров, благодаря которым в театрах играют пьесы Антона Чехова, Максима Горького и Леонида Андреева – драматургов-современников, а сейчас – классиков.

Первым автором становится Антон Чехов. Его пьеса «Чайка» выходит на сцену Санкт-Петербурга, однако публике постановка не нравится – автор требует снять спектакль и зарекается больше не писать драматические произведения. И только Константин Станиславский после многократных просьб дать ему «Чайку» всё-таки ставит на сцене пьесу Антона Чехова – премьера состоялась 17 декабря 1898 года. Постановка классику не нравится, но публика в полном восторге.

Взгляд Антона Павловича на произведения не лишён критического ума режиссёра и сценариста – быть может, по этой причине ему не нравятся актёры и работа Константина Станиславского. Особенно Чехов отметит режиссёра после «Вишнёвого сада». В 1904 году в письме супруге драматург напишет: «Одно могу сказать: сгубил мне пьесу Станиславский. Ну, да бог с ним».

Несмотря на постоянную критику работы режиссёра и труппы, Чехов любит МХТ. Ему не нравится спектакль по «Чайке», но классик разрешает ставить и «Трёх сестёр», и «Вишнёвый сад». Театр даже ездит в Ялту к уже тяжело больному драматургу, показывает ему постановку и терпит критику, получает наставления от автора. А Чехов свяжет не только творчество, но и жизнь с МХТ, ведь его супруга – актриса театра Ольга Книппер. Она играет первые роли в спектаклях мужа.

В Ялте с Антоном Чеховым соседствует Максим Горьким. Там же «Буревестник» знакомится с МХТ и начинает писать пьесы. Первой станет «Мещане», которую В.И. Немирович-Данченко уговаривает отредактировать – цензура не принимает произведение без правок. Здесь же поставят инсценировку «Бывших людей», знаменитую драму «На дне». Правда, политическая деятельность Максима Горького влияет не только на самого классика, но и на МХТ. В 1903-1904гг. власти запрещают посещать спектакли сторонника большевика по разовым билетам. Да и сам В.И. Немирович-Данченко в письме Антону Чехову отметит, что «слишком много Горькиады вредно».

Максим Горький отчаянно пытается написать хорошую пьесу, которую примут и режиссёры, и труппа, и зрители. Для этого он даже создаёт нечто подобное «Вишнёвому саду» – «Дачники» и получает критику со стороны Константина Станиславского. Алексей Пешков обижается: его не ценят – нужно что-то делать. Тогда классик вместе с возлюбленной Марией Андреевой уводят из самого театра главного «спонсора» – купца Савву Морозова. Нет, не потому что Горький не любит МХТ – он его обожает. Настолько сильно, что даже готов унести с собой.

Ещё до обиды и ссоры с театром Горький отправляет В.И. Немировичу-Данченко пьесу «К звёздам» Леонида Андреева. Владимиру Ивановичу нравится пьеса, и он хочет поставить её на сцене – запрещает цензура. Затем появляется «Жизнь человека», которая очень не нравится ученику Константина Станиславского Всеволоду Мейерхольду. Правда, после открытия эффекта чёрного бархата (камеры обскура) появляется интерес к необычной пьесе Андреева – Станиславский её ставит и добивается колоссального успеха. Но Леониду Николаевичу постановка не нравится.

Интерес Немировича-Данченко к начинающему драматургу не пропадает – друг Максима Горького отправляет ему трагедию «Анатэма». У неё специфичный сюжет, основанный на гётевском «Фаусте» и мотивах рассказов самого Андреева. Для главной роли выбирают актёра Василия Качалова. Пьеса популярна, её ставят в городах Российской империи – кассы полные. Но сюжет не нравится московскому митрополиту, и власти по его просьбе запрещают спектакль. В это время Андреев увлекается панпсихизмом и пишет «Екатерину Ивановну» – Станиславский назовёт её «гнойный нарывом» репертуара МХТ. Премьера скандальна и не востребована.

Так попытки В.И. Немировича-Данченко «выращивать своих авторов» не удаются. После работы с Леонидом Андреевым Владимир Иванович обретает популярность, становится отдельным от Константина Станиславского режиссёром, но создать «своих» авторов для театра не может и признаёт это. «Лаборатория» не получается, но история МХТ на этом не заканчивается.


Читайте также
22 апреля
17:00
В «Зарядье» прошёл вечер вокальной музыки
18 апреля
15:30
На «Винзаводе» открылась выставка «Это нам приснилось завтра»
09 апреля
15:45
Профессор рассказал, как развить память и избежать деменции