Современные проблемы требуют современного решения. Именно по такому принципу действуют уличные художники. В их работах обыгрываются социально-значимые вопросы, стены буквально «кричат» и доносят до зрителей послание, задуманное автором. Здесь нет четких правил, только идейное разнообразие. Само уличное искусство включает в себя множество направлений, существуют различные техники для передачи сообщения зрителям посредством архитектуры города.
Граффити - одно из первых ответвлений уличного искусства, появившееся в конце 70-х – 80-х годов в Америке. Активно развивалось в Нью-Йорке во время субурбанизации, наряду с такими субкультурами, как хип-хоп, скейтбординг. Красочные рисунки были способом самовыражения для менее обеспеченных граждан. Первоначально в фигурные изображения закладывался смысл, понятный только для определённого круга, а именно участников уличного сообщества. Однако, как можно заметить, со временем искусство нацелилось на массовую аудиторию и, таким образом, художники начали коммуницировать за пределами группы стрит-артистов.
При упоминании одного словосочетания «уличное искусство» на ум тотчас приходит всемирно известный Бэнкси, его имя уже ассоциируется со стрит-артом. Личность художника так и осталась нераскрытой, но он завоевал признание публики непосредственно благодаря своим настенным «заметкам». У Бэнкси не было единого формата, он пробовал себя в инсталляциях, перфомансах, и это не предел. В андеграундных образах художник отражал свободолюбивые мотивы, высказывался на тему социальной повестки. Секрет его успеха также заключается в использовании сатиры, через призму которой он смотрел на абсолютно разные проблемы.
Главным преимуществом уличного искусства становится доступность. Любой прохожий может приобщиться к культуре и выявить что-то важное конкретно для себя. Не нужно покупать билет в музей, идти на выставку – все находится под открытым небом, к просмотру приглашаются любые социальные группы. Эта особенность обеспечивает наиболее благоприятные условия для коммуникации творца и аудитории. Художников даже намеренно привлекают для преобразования пространства города.
Сейчас же вместе с масштабными замысловатыми полотнами появляются надписи с псевдонимами, непристойные высказывания. Последние не согласуются с властями и наносятся незаметно, вандалы портят исторические здания, чужое имущество. Такого рода граффити относят к нарушениям порядка. Поэтому важно понимать грань, когда творчество приобретает деструктивный характер и превращается в осквернение предметов культуры. В ином случае произведения окажутся закрашенными, а городские ландшафты приобретут былую повседневность.
Можно также отметить другие формы уличного искусства, например, стрит-арт. В следующий раз, гуляя по городу, оглянитесь по сторонам. Зайдите в потаенные переулки, обратите свой взор на привычные вещи, которые могут неожиданно оказаться арт-объектами. Вдруг на дорожные знаки кто-то наклеил кучу стикеров, либо же украсил мозаикой дома, на деревья повесил стеклянную люстру, а рядом расположил стенд с картинами. Свернув не туда, вы обнаружите новый путь, который проложен через тоннель с броскими надписями, разноцветными заплатками и геометрическими узорами. Знайте, если заметили нечто подобное, то, скорее всего, ненароком попали в мир уличного искусства. Просто продолжайте двигаться дальше и набредете на что-то еще более удивительное.