Арт-перформансом в наше время не удивишь никого: они происходят практически каждый день. Но что же это такое и какие перформансы действительно стоят нашего внимания? Это мы и разберём в нашей статье.
Перформанс, в отличие от близких ему понятий, предполагает действие автора, что-то конкретное. Это, конечно, не должно быть только чем-то высокохудожественным. Наоборот, часто деятели искусства участвуют в перформансе, представляя своё тело или «внутренний мир» - воспоминания, эмоции, биография.
Важно упомянуть, что перформанс творец продумывает заранее, он должен хотя бы примерно предугадать реакцию зрителя, чтобы сценарий не провалился.
Один из наиболее популярных видов перформанса - массовый. В нем определенное количество людей также выражают мысль с помощью своих тел или каких-либо высказываний, лозунгов.
Довольно похоже на театр, согласитесь? Но перформансы обычно проходят в экстравагантных местах. Да и зритель сам принимает участие в представлении, даже если этого не ожидает.
Все чаще мы замечаем перформансы на острую социальную тему - экологию. А как же иначе? Искусство всегда отражает нашу настоящую жизнь, современные реалии.
Например, в США одной из наиболее известных группировок, совершающих Арт-перформансы, является движение Black Lives Matter. Его основателями стали Художница Патрисса Каллорс и писатель Опаль Томети. Однако сейчас мы воспринимаем небезызвестную группу как нечто большее, имеющее социальное влияние.
Так, изначально группировка ассоциировалась именно с Арт-перформансом: известные журналисты, ученые, медийные личности проводили мастер-классы на волнующие людей темы. Адам Пендлтон, известный художник, также поддерживал движение и поднимал их флаг как над галереями, так и над арт- ярмарками, призывая людей обратить внимание на давнюю социальную проблему.
Кара Уокер, активистка, поддерживающая права чернокожих людей, присоединившись к известным ныне перфомансерам, включает темы BLM в свои работы, известные любителям искусства по всему миру.
И, так, уже в 2018 году создаётся сообщество, которое помогает чернокожим людям- художникам, борющимся за права соратников.
На этом примере мы видим, как не очень крупное на первый взгляд сообщество может возрасти до социально значимого движения, имеющего серьезное влияние в современном мире.
Классикой Арт-перформансов, несомненно, можно назвать работы художницы родом из Югославии - Марину Абрамович. Ведущими в ее деятельности являются боди-перформансы (связанные с телом) и массовые.
Так, ее перформанс “Ритм10” демонстрировал уязвимость человека. Марина, совершая резкие и неожиданные движения, пыталась вонзать нож в стол, не попадая в растопыренный руку. Несомненно, такие перформансы сильно влияют на публику, ведь в них действительно есть риск серьезной травмы.
Или более жестокий перформанс деятеля современного искусства: Марина предоставляла на выбор 72 предмета посетителям галереи. Среди них были и продукты, и предметы, способные причинить вред человеку. Этими предметами люди могли сделать все, что хотели без каких-либо ограничений и запретов. И, конечно, начав скромно, посетители все более расходились. В итоге участники старалась использовать как можно больше веселящих для публики, но травмоопасных для Марины средств.
Несколько лет назад Марина Абрамович провела интересный эксперимент: она давала возможность кому угодно сесть напротив неё и посмотреть в глаза, ощутить зрительный контакт с художницей. Перформанс посетило много неожиданных гостей, поэтому эмоции были совершенно различными: от слез до смеха.
Так, одним из гостей оказался бывший возлюбленный художницы.
История любовников, трагичная и душераздирающая, поразила весь мир. Марина и Улай задумывали пройти Китайскую стену, встретившись на ее середине, и пожениться. За время подготовки их отношения стали давать трещину, хотя от намерений художники не отказались, но затем, уже после окончания одного из наиболее тяжелых перформансов, расстались. Улай признался в измене, его переводчица на момент расставания уже была беременна от него.
И на упомянутом перформансе они наконец-то встретились. Марина поставила условие - никаких тактильных контактов, только зрительный. И уже через пару минут после встречи бывших возлюбленных они соединили руки, полностью отдавшись нахлынувшим чувствам.
Благодаря творчеству Марины Абрамович искусство перформанса развивается и будет развиваться дальше. Ведь в 2012 году в Хадсоне открылся институт Марины Абрамович, развивающий достаточно новый, но очень интересный жанр современного искусства.