Свет мой, зеркальце, скажи...Что означает твой символ в живописи?

Свет мой, зеркальце, скажи...Что означает твой символ в живописи?

Добро пожаловать в смысловое Зазеркалье!
05 января
13:30

Источник:

На полотнах художников чьи жизни отделены друг от друга веками и стили которых столь различны между собой, возникает один и тот же элемент - зеркало. Этот символ кочует из картины в картину, трансформируется и обретает новые смыслы. Зеркало отражает каждый раз что-то новое, но что? В этом нам помогут разобраться Ян ван Эйк, Беллини, Бернардо Строцци и Магритт.

Тайный гость

Пожалуй, при упоминании зеркала первой на ум приходит картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», написанная в 1434 году. И это неслучайно: зеркало занимает композиционный центр, а фигуры людей будто бы выступают в роли его обрамления. 1672919567_vaneykjpg.jpg Среди искусствоведов бытует несколько версий, объясняющих смысл, который художник вложил в зеркало. Некоторые считают, что в отражении можно разглядеть автопортрет Яна ван Эйка, а вторая фигура, стоящая рядом с ним, — это зритель, то есть мы с вами.  В качестве доказательства защитники этой теории обращаются к надписи над зеркалом, которую можно перевести следующим образом: «Здесь был Ян ван Эйк». 

Другие же уверены, что эта версия слишком примитивна: она умаляет значимость зеркала, которое на самом деле олицетворяет ни больше ни меньше око Всевышнего. На связь этого образа с образом Бога указывает рама зеркала, на ней изображены ключевые сцены из жизни Иисуса Христа. В этом случае зеркало превращается в невидимого судью, перед которым пара вынуждена поклясться в вечной верности.

«Нет» самолюбованию

С картиной Беллини «Благоразумие» - с фрагментом из его картинной серии «Четыре аллегории» (1490 год) - дело обстоит совсем иначе. Суть в том, что в конце XV века зеркала недолюбливали, потому что считалось, что видеть свое лицо на искусственно созданной поверхности — это не только тщеславно, но и опасно для души. Такому отношению зеркало обязано церкви Средневековья, твердившей, что нет порочнее той женщины, которая глядит на свое отражение. Вот почему на этой картине девушка закрывает глаза и демонстративно отворачивается от зеркала, символизирующего грех и духовное падение. Ах да, вероятно, еще потому, что из зеркала на нее глядит не очень-то дружелюбный дьявол, облаченный в красные одежды.  Но что позволяет нам сделать вывод о «правильном» решении девушки? Вся серия картин художника (Благоразумие, Нажива, Аллегория лжи, Удача), сквозным мотивом которой можно считать попытку противостоять соблазнам.   1672919650_bellinijpg.jpg

Перед лицом смерти

На картине Бернардо Строцци «Старая кокетка», которая была создана в 1637 году, символ зеркала уже не связывается с религиозными архетипами. Его значение все еще философское, но более доступное и приземленное. Мы видим старуху, страстно желающую вернуть себе молодость и красоту, и неподкупное отражение реальности - необратимое увядание человека. Эту картину принято относить к жанру vanitas (он характерен для эпохи барокко). Произведения, выполненные в этом жанре, напоминают о неизбежности смерти, только вот чаще всего в качестве символа «конца жизни» изображается череп. Однако на этой картине его удачно заменяет зеркало. Интересно, что зеркало вмещает в себе яркую антитезу: на нас одновременно глядят насмешливые глаза молодой, привлекательной по всем канонам того времени служанки и уставшие глаза пожилой женщины, в которых мы читаем отчаяние. Можно ли бороться с временем, законы которого всегда объективны? Пройдут годы, и на месте этой старухи окажутся юные красавицы, ее окружающие, - зеркало работает для всех одинаково. 1672919670_koketkajpg.jpg

Обходя все запреты

Но иногда законы нашего мира обходят зеркало. Магритт тоже решил прибегнуть к этому символу и использовал его в картине «Репродуцирование запрещено» (1937), посвященной поэту Эдварду Джеймсу.  Мы ожидаем увидеть лицо мужчины, который стоит напротив зеркала, но вместо этого натыкаемся на его затылок. Что же это значит? С одной стороны, зеркало символизирует необъяснимость, запутанность, невозможность «заглянуть внутрь себя»‎. С другой   стороны — это элемент сложной идеи. Этот предмет отсылает нас к названию картины, говоря о том, что воспроизведение (отражение) оригинала (самого человека) невозможно. Но то, что происходит, запрещено с точки зрения законов физики: зеркало же не может вдруг взять и изобразить не ту часть тела. В этом и заключается главное противоречие: да, репродуцирование запрещено, но осуществимо ли это в наших реалиях?1672919693_magrittjpg.jpg Кстати, важным объектом является и книга Эдгара По, которая отражается в зеркале вполне обычным образом. Писатель наложил запрет на распространение своего произведения, но, несмотря на это, товар все же был произведен, а значит, «‎репродукция»‎ состоялась.

Каким еще может предстать зеркало? Спору нет, каждый видит в нем что-то свое. Вобрав в себя мифы, различные интерпретации и аллюзии, зеркало продолжает вдохновлять творческих натур со всего мира.      


Читайте также
22 апреля
17:00
В «Зарядье» прошёл вечер вокальной музыки
18 апреля
15:30
На «Винзаводе» открылась выставка «Это нам приснилось завтра»
09 апреля
15:45
Профессор рассказал, как развить память и избежать деменции