Организаторы выставки рассказали, что произведения были собраны с целью «проследить эволюцию женского образа, удивительного баланса между его силой и слабостью-хрупкостью, — по главам, которым соответствуют три возраста — детство, юность/зрелость и старость». А куратор проекта Анна Апресян о цели проекта отозвалась такими словами: «Для нас, в первую очередь, было важно собрать и показать максимально цельный образ женщины — в разных её проявлениях, в разных состояниях, в разном возрасте».
Добиться объективности в искусстве — задача невыполнимая. Каждое произведение так или иначе отражает опыт автора, его взгляд на жизнь и его отношения с миром. Однако проект справился с целью не уходить в крайности и не утрировать образы. Так что зритель не увидит здесь однозначную некрасовскую героиню, которая и «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет» или хрупкую хранительницу очага. Персонажи произведений выставки — женщины, которых мы встречаем каждый день, и которые в силу обстоятельств могут быть и нежными, и безмерно стойкими в равной степени.
Глава «Детство», созданная из работ Евгения Кравцова, Ольги Менжилий, Анастасии Кузнецовой-Руф, Ивана Коршунова и Сергея Казакова-Подкина, погружает зрителя в воспоминания о детстве непривычными для юношеской тематики минималистичными картинами. Яркие тона здесь практически не встречаются, однако работа художников над цветопередачей видна с первого взгляда. Работы выполнены в светлых оттенках. Девочки, изображённые на картинах - любопытные и активные исследовательницы мира, проживающие огромный спектр эмоций день за днём.
Противоположная «Детству» глава «Старость», раскрывшаяся в работах Милы Маркеловой и Саши Соколовой, погружает посетителей в тематику выставки совершенно с другой стороны. В работах, посвящённых закату жизни, художницы обращаются к тёмным тонам и ярким оттенкам гораздо чаще. Особенное внимание они уделяют деталям: глазам, рукам и позам. Александра Соколова подчёркивает значимость контекста современного мира в жизни пожилых женщин. Так, одна из её героинь продаёт цветы у киоска, а другая — вязаные варежки на рынке. Картина «Павел» из серии «364 дня» Саши Соколовой особенно трогательно описывает связь поколений: изрезанная старческими морщинами рука старой женщины держит маленькую ладошку младенца бережно и аккуратно. Точно так же заботливо и мудрость старших поколений поддерживает все смелые юношеские порывы.
Но большая часть проекта посвящена, конечно, самому насыщенному и активному этапу жизни женщины - её зрелости. Говорить о каких-либо общностях здесь неуместно: множество работ погружают в тему совершенно с разных сторон. Здесь представлены произведения, посвящённые и женской сексуальности, и материнству, и мученичеству, и задорности. Так, например, на выставке представлены работы Дарьи Климентьевой из серии «Другие берега». В рамках этого проекта художница подробно и глубоко изучала историю своей семьи, после чего изображала своих родственников на полотнах, покрывая их затем слоем «истории»: кусками старых обоев и другими материалами.
Особенное место занимает на выставке серия работ Влада Локтева «Amfibios. Winner», в которой художник изображает женщин-пловцов. Симфония света и тени в изображении купальщиц под водой подкупает своей реалистичностью и гармоничностью. Именно эти картины задают общий тон выставке: легкость и баланс, ставшие основной целью проекта, объединились тут как никогда удачно.
Значительную роль в погружении зрителя играет и помещение галереи: светлое пространство, не перегруженное разнообразным декором, ненавязчивая музыка и удобное расположение залов позволяют посетителям внимательно рассмотреть каждую работу и почувствовать их созвучие между собой. Организаторы проекта ставили перед собой задачу показать красоту во всех её проявлениях. И так как каждый художник видит прекрасное по-своему, зритель безусловно сможет найти здесь наиболее близкий его восприятию образ.
Выставка «Три главы из жизни женщины» будет открыта до 19 мая 2024 года в галерее современного искусства ARTSTORY.