Эпоха античности давно уже канула в лету, и, казалось бы, с периодом расцвета Древнего Рима и Древней Греции нас роднят только учебники истории средних классов школы. Однако художники, поэты и писатели на протяжении вот уже двух тысяч лет продолжают обращаться к античным образам, стремятся осмыслить в своих работах влияние этих памятников культуры на современного человека. Как античность отразилась на становлении русского общества и находит ли она отклик в сердцах наших соотечественников сейчас – на эти вопросы и ищет ответ проект «Античность. Система координат».
Открывают выставку пять скульптурных композиций I века до нашей эры – III века нашей эры, впервые одновременно и в таком количестве покинувшие стены родного дома-усадьбы «Архангельское». Эти работы – самые древние элементы экспозиции – являются точкой отсчёта, началом линии повествования выставочного пространства. Находясь в центре зала, они отбрасывают свои лучи на другие произведения выставки, датированные уже более близкими к нашему времени веками.
Первый зал условно можно разделить на две части: этическую, включающую в себя добродетель, государственность и социальное устройство, и эстетическую, пересказанную через образы Эрота, Эроса и принцип мимесиса – подражания искусства действительности. Обе части ведут между собой активный диалог, при этом не обособляясь и не вступая в конфликт. Каждая веха повествования выставки дополняется поясняющими сносками. Благодаря им зритель без труда может проследить взаимосвязь между древними понятиями мифа, руин, нравственности, любви и красоты.
Второй зал представляет собой аллюзию на школу античности – место, где воспитывался свободный человек, прекрасный как духовно, так и физически. Здесь же расположен и блок «библиотека», который состоит из частной коллекции книг и гравюр Юсуповых и открывается перед взором зрителей впервые. Образовательная жизнь в этом зале включает в себя и учение о душе человека. Скульптуры меланхолика и холерика сопровождаются рассказом о том, где нашла свои истоки идея о темпераментах и где зародилась вся современная психология вообще.
Третий зал увенчан композицией современного художника Антона Чумака «Ника Птерос». Автор работы уточнил, что идеей инсталляции было «показать, что мы все в каком-то плане находимся в тени античной культуры, потому что именно там зародилась современная наука и общественный строй». Помимо этой работы на выставке представлены композиции ещё двух современных художников – Алексея Морозова и Егора Острова. Их работы олицетворяют собой завершение пути, который проходит античность от начала нашей эры до сегодняшних дней и ставят точку в повествовании выставки.
По словам куратора проекта Анны Малик-Короленковой, «основной выставочный нарратив заключается рассмотрении феномена античности с точки зрения того, как он пророс на богатой почве русской культуры».
Именно поэтому огромное значение здесь играет и обращение к русским авторам. На протяжении всего пути зрителя сопровождают цитаты из произведений великих творцов отечественной литературы – Пушкина, Гумилёва, Цветаевой, Мандельштама и других.
Выставка «Античность. Система координат» уникальна не только тем, что многие работы, представленные на ней, в таком масштабе появляются на наших глазах впервые. Она заслуживает внимания благодаря тщательности, с которой авторы подошли к изучению темы. Все детали здесь взаимосвязаны между собой и создают единый образ античного искусства от начала новой эры и до наших дней.
Экспозиция будет открыта для посетителей с 26 апреля по 4 августа 2024 года.