Скажите „да” своим интенциям

Скажите „да” своим интенциям

28 января
15:00

Источник:

Вам когда-нибудь доводилось бывать на сеансах психоанализа? Да-да, того самого, который Фрейд придумал! Но не в роли пациента, блуждающего по пыльным коридорам своего подсознательного, а стороннего наблюдателя, который все слышит и видит, но всегда остается в тени... Такую возможность подарил режиссер Владимир Байчер, да еще и облек ее в форму театральной постановки.

Но в чьи глубины нам чаще всего хочется заглянуть? Чьи души больше всего хочется вывернуть наизнанку? Конечно, людей известных: политиков, актеров, а также героев любимых книг. Байчер ответил и на эти запросы публики. Его сценическая фантазия «Сны Прозоровых» поставлена по мотивам чеховской драмы «Три сестры», героев которой знает почти каждый, кто хотя бы немного знаком с творчеством Антона Павловича. 

1643364036_img6801jpg.jpg

В новой постановке Владимира Байчера зритель не увидит привычных сцен из дома Прозоровых. «В актерской импровизации не прозвучит ни одного слова из чеховского текста», — предупредил худрук постановки перед началом пьесы.

Так и было: все рассказы, монологи и стихи, которые я слышал, целиком и полностью были написаны творческой командой проекта. Но спешу успокоить любителей классического прочтения! Авторские фантазии ни на секунду не стали подменой чеховского стиля: все тот же универсальный конфликт, та же внутренняя динамика действий и, наконец, та же открытая концовка. 

1643364087_img6794jpg.jpg

Концепция экспериментальной драмы Байчера достаточно проста. Зритель погружается в мир Прозоровых через сны главных героев и героинь. А помогает в этом – заграничный врач-психотерапевт, который оказывается еще и специалистом в области снов. Без сомнений, его прообразом выступил австрийский ученый Зигмунд Фрейд. Точки соприкосновения с «отцом психоанализа» заметны буквально во всем: от методов лечения до манеры общения, разве что он не пытается объяснить проблемы своих пациентов сексуальным влечением. Врач лишь помогает героям признаться в своих желаниях и, в первую очередь, самим себе. «Сон есть образное выражение скрытого желания!» — слова иностранца звучат как манифест революции. Но в этом и состоит единственный путь к гармонии, о которой так тоскуют пациенты. 

1643364128_img6797jpg.jpg

Владимир Байчер воплотил на сцене историю, в первую очередь, о несчастьях. Каждый, кто приходит на прием к сомнологу, рано или поздно осознает, что связан по рукам и ногам оковами. Для Марии Прозоровой (по мужу - Кулыгиной) оковами становится семейная жизнь. Она не любит своего мужа и в глубине души мечтает, чтобы он исчез из ее жизни. Мария не стремится избавиться от мужа, но она уже давно похоронила его в своих снах. Зритель нервно следит, как долг совести борется с личными желаниями героини. И снова совпадение с Фрейдом! Точнее с его вечной борьбой «Сверх-Я»и «Оно», моральных принципов с личными желаниями. Параллели с теорией психоанализа преследуют зрителя буквально в каждой новой сцене.

1643364158_img6796jpg.jpg

Порой кажется, что в новом спектакле ГИТИСа больше психологизма, чем в пьесах Антона Чехова. Психологизм в „Снах...” не просто выведен на авансцену – он заполняет собой все пространство. Неслучайно в центре комнаты установлен экран, на который крупным планом выведены лица актеров. С его помощью режиссер создает эффект полного погружения в монологи персонажей. Глядя на экран, нетрудно уловить даже самые тонкие колебания души. 

Особый колорит добавляет площадка, на которой разворачивается драма. Это парадный зал в Особняке купца Носова. Место, как мне показалось, подобрано режиссером очень удачно: маленькое, но уютное пространство, темно-зеленые строгие стены, широкий персидский ковер и роскошный камин посреди комнаты – все это отлично настраивает на глубокий разговор со своим „Я”.

1643364193_img6790jpg.jpg

Непривычно, что в предельно „классическом” месте от классики осталось ни следа. Владимир Байчер смело и в какой-то мере даже дерзко соединяет в своей картине перфоманс, мюзикл и оперу. Со временем происходящее начинает напоминать гротескные работы Всеволода Мейерхольда. Звуки страстного аргентинского танго уже через минуту сменяются скорбным русским напевом, а взрывная динамика на сцене резко перетекает в минуту гробового молчания. 

1643364230_img6791jpg.jpg

Но чем в итоге увенчивается попытка примирить бунтующую совесть с чутким подсознательным? На первый взгляд, герои обречены: Андрей Прозоров всегда будет мелким гимназическим учителем, так и не построившим карьеру профессора, а три его сестры никогда не вернутся в родную Москву, по которой они томились все эти годы. Время так и пройдет. Часы перерастут в дни, дни — в недели, недели — в года, а люди так и не научатся слышать себя. Навсегда они останутся рабами чужой воли. Жизнь превратится в один непрекращающийся кошмар, главным героем которого всегда будет страдалец, живущий не своей жизнью. Но как раз в этот, казалось бы, безвыходный момент из глубин отчаяния прозвучит спасительный голос с немецким акцентом: «Скажите „да” своим интенциям!». И бесконечным страданиям придет конец.

Занавес!

Фото: Дарья Радомысльская


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним