О Серебряном веке в Театре МОСТ

О Серебряном веке в Театре МОСТ

31 марта
18:00

Источник:

На фоне сегодняшней политической вакханалии люди, как никогда, нуждаются в ответах на самые острые и почти всегда неоднозначные вопросы. Кому верить? Как реагировать на новости, меняющиеся со скоростью света? И как при всем этом не тронуться умом? 

Нестандартный ответ предлагает режиссер Театра Мост Георгий Долмазян в документальном спектакле «Русский авангард. Эпоха в лицах». Художник пишет яркий портрет Серебряного века, не скупясь при этом на пестрые, а порой и кричащие тона. Герои Долмазяна лишены лубочной эстетики – напротив, перед нами живые лица с живыми эмоциями. Перед зрителем проносится целая эпоха, перевернувшая новую страницу истории России. Вестниками этой эпохи стали поэты, имена которых сегодня высечены на бронзовых памятниках.

 1648736622_imagejpg.jpg

Гениев Серебряного века, без сомнений, объединяло одно – им было тесно жить. Реальность, какой бы многоликой она ни была, не могла удовлетворить их творческий порыв. Все они томились скукой от того, что современники не понимают их, а привычные музы давно перестали вдохновлять.

Режиссер изобразил живую сторону их биографии. Ведь людям интересен тот настоящий Александр Вертинский, сидящий в окопах и напевающий свои лучшие песни умирающим солдатам. Тот самый Вертинский с картавым голосом, который действует на обреченных, как колыбельная. Именно такого Вертинского показал зрителям Леонид Семёнов, гениально сыгравший киноактера-харизматика и непревзойденного артиста. 

 1648736648_image1jpg.jpg

Не менее ярким героем постановки стал Владимир Маяковский в исполнении Георгия Антонова. Несмотря на полную несхожесть актера с поэтом, голос певца революции прогремел не хуже набата:

Когда же встанешь во весь свой рост,

ты,

отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос:

за что воюем?

(Владимир Маяковский, «К ответу!»)

После этих строк в зале стояла гробовая тишина. Думаю, каждый в этот момент думал о чём-то своём. Очевидно, что слова Маяковского смогли задеть даже самого убежденного скептика. Ведь как писал Пушкин, «в истории бывают странные сближенья…»

 1648736666_image2jpg.jpg

Ужас человеческих войн режиссер выносит на первый план. Ничего, кроме боли, ужаса и страданий, война не в силах принести человечеству. В пьесе она представлена как нечто инфернальное и разрушительное. Но своего апогея чувство неуправляемой звериной злобы достигает в строках Александра Блока:

Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

(А. Блок, поэма „Двенадцать”)

Отныне пути назад нет! Аврора выпалила роковой снаряд, сработавший, точно спусковой крючок для народных масс. Проститутка Катька уже принесена на алтарь революции. Быть может, та самая блудница, которая рыдала в ногах Иисуса, теперь лежит на кровавом снегу с простреленной головой. Империя, которая казалась незыблемой, рушится на глазах. Под звуки революционного марша грядет новая эпоха, а с ней и новая жизнь. 

 1648736588_877289bf254048dd9fcd27178fd42e01jpg.jpg

(Автор фото: Мария Селезнева)

Наверное, каждый после спектакля получил месседж, актуальный именно ему. Разглядеть мосты между прошлым и настоящим помог писатель и литературовед Евгений Жаринов. Его комментарии после пьесы многим открыли глаза не только на Серебряный век, но и на то, что происходит сейчас в стране и мире.

Постановка, конечно, не расставила все точки над i в вопросах политики, но и не в этом была ее задача. Георгий Долмазян лишь показал живой пример из истории, который, на самом деле, бросается в глаза современникам не хуже красной тряпки. Ответы на тревожащие вопросы всё же есть, но уловить их тонкие отзвуки не каждому под силу.

«Имеющий уши слышать, да слышит!»

Источник фото: teatrmost.ru


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним