Летопись Ленкома: От зарождения до наших дней

Летопись Ленкома: От зарождения до наших дней

Кроме Ивана Берсенева, Анатолия Эфроса и Марка Захарова в историю Ленком создавали другие режиссеры и актеры. Об их судьбах рассказал театровед Сергей Николаев. Корреспонденты Спецкора побывали на экскурсии в рамках «Ночи театров». 

02 апреля
19:40

Источник:

Соавтор: Анастасия Гриценко

В 20-ые годы обрели популярность рабочие театры — пролетарии СССР создавали собственные «драмкружки», в которых ставили спектакли о рабочих для рабочих. Из Московского театра рабочей молодежи образовался Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола. После французских гастролей легендарного спектакля «Юнона и Авось» название театра сократили до привычного «Ленкома».

В рамках «Ночи Театров» в Ленкоме прошла экскурсия «От ТРАМа к Ленкому». Посетителям рассказали об истории Дома на Малой Дмитровской, а затем провели в закулисье. Мы узнали о зарождении ТРАМа, противостоянии актеров, смене художественных руководителей. Держите информацию из первых уст!

ДРАМКРУЖКИ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Историк театра и кино Сергей Николаев рассказал о создании и творческом развитии Театра рабочей Молодежи.

1648919729_photo20220402184310jpg.jpg

Так, датой создания ТРАМа считается 1 октября 1927 года — именно тогда Театр рабочей Молодежи включили в государственную театральную сеть. Первая постановка центрального ТРАМа, по решению ВЛКСМ, должна была выйти через год. Премьера спектакля «Зеленые Огни» состоялась почти в срок — 20 ноября 1928 года — в здании на Бауманской, которое теперь занимает Московский театр кукол.

Сергей Николаев поведал, что имя первого режиссера ТРАМа и текст постановки утеряны. Зато известно — первые пять лет театр проработал без художественного руководителя. Управлял ТРАМом Художественный совет. В него входили Федор Кнорре, чьи пьесы ставил Михаил Булгаков, и Николай Чемберджи — автор первой башкирской оперы «Карлугас».

Актеры театра днем трудились у станка, а вечером — играли в пьесах. Атмосфера была напряженной. Все пили, дебоширили, дрались. В 1933 году молодых артистов ТРАМа и воспитанников театрального техникума, что называется, зашеймили за аморальное поведение — журналисты газеты «Правда» выпустили заметку о «тусовках» рабочих-актеров.

Естественно, превентивные меры не заставили долго ждать. Московский Комсомол решил усилить художественный состав артистами из профессиональных коллективов.

СЕРЫЙ КАРДИНАЛ

Наш путеводитель по истории Ленкома рассказал, что первым руководителем театра стал Илья Судаков — лучший ученик Станиславского и Немировича-Данченко, постановщик любимого спектакля Сталина «Дни Турбиных».

Судаков привел с собой мощную театральную команду. Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский, будущий композитор гимна Москвы. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В. Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Виктор Станицын. Сценографию воплощали Юрий Пименов и Кукрыниксы.

Именно при Судакове Центральный ТРАМ стал государственным театром. В 1935 году его переименовали в Московский Государственный Театр Молодежи.

В ТРАМе Судаков впервые поставил «Как закалялась сталь» Островского. Первым Павкой Корчагиным стал Павел Шпрингфельд — ученый Глеб из «Сердец Четырех». Здесь же начал свою карьеру Николай Крючков — самый известный шофер советского кинематографа. Крупные роли получала и ученица театрального техникума Валентина Серова. В пьесе Островского «Бедность не порок» она сыграла молодую Любовь Гордеевну.

Позже экскурсовод отметил, что история ЛЕНКОМА связана не только с ТРАМом.

Образованный в 1936 году Всесоюзный комитет по делам искусств начал реорганизацию театрального дела в стране. Столичному театру повезло — в 1937 году ТРАМ объединили с Театром-студией Рубена Симонова. Слава о постановках Рубена Симонова и Андрея Лобанова гремела на весь Советский союз. Учебной студии выделили здание на Большой Дмитровке. «Таланты и их поклонники» Островского Лобанов, один из главных режиссеров студии, поставил не как комедию, а как социальную драму. Спектакль имел невероятный успех — к концу сезона 1934−1935 годов «Таланты и поклонники» прошли с аншлагом около 600 раз. А «Вишневый Сад» все того же Лобанова в пух и прах разругали за излишний комизм — поэтический образ чеховского дома разрушили пьяный Петя Трофимов, восклицающий о любви к труду в кабаке, и сплетничающая о похождениях своей матери Аня.

Однако после объединения со студией обновленный коллектив ТРАМа остался без сильного руководителя. Судакова переманили в Малый Театр, а Рубен Симонов и вовсе ушел в Театр Вахтангова.

НОВОЕ ИМЯ

20 февраля 1938 года на здании театра появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». Такое название еще сильнее связывало ТРАМ с социалистической идеологией и московскими комсомольцами. Руководителем Ленкома стал Иван Берсенев.

Именно при Берсеневе, талантливом режиссере и грамотном руководителе, Ленком стал одним из сильнейших театров страны. В идеологическую повестку он вписал постановки Ибсена и Толстого, Ростана и Островского. В его команде трудился Константин Симонов. В Ленкоме он познакомился со своей будущей женой, Валентиной Серовой. Актрисе поэт посвятил знаменитое стихотворение «Жди меня…».

В продолжение экскурсии Сергей Николаев оживил имена советских актеров, о которых вскользь говорилось в интернет-энциклопедиях. Рассказал он и о конфликтах Софьи Гиацинтовой и Серафимы Бирман, споривших из-за ролей в постановках. Обе актрисы были, безусловно, талантливы. Режиссерскую и актерскую работу Гиацинтовой в спектаклях «Семья», «День живых», «Месяц в деревне» высоко ценил Сергей Образцов. Бирман хвалили за роль щедринской Улиты, горьковской Вассы Железновой. После смерти Берсенева Гиацинтова и Бирман боролись за руководство над театром — но победить не удалось ни одной. В 57 году из театра ушла Софья Гиацинтова, а через год — Серафима Бирман.

Даже о Ленкомовском безвремении посетителям театра рассказали с любовью — экскурсовод поведал и про Сергея Майорова, поставившего в Ленкоме идеологический спектакль «Пароход, зовут „Орленок“» и про прозванного из-за любви к выпивке «мутноглазого» (выпивающего) Бориса Толмазова.

КАК УМЕЕТ ЛЮБИТЬ ХУДОЖНИК

Заметили, что в Ленкоме Эфрос впервые соприкоснулся с классикой — поставил «Чайку» Чехова. Анатолий Васильевич открыл для советской драматургии Виктора Розова, Эдуарда Радзинского, Алексея Арбузова.

Основной темой спектаклей Ленкома стала любовь. Сергей отметил, что ставить в Театре имени Ленинского Комсомола пьесы о чувствах было рискованно. И хотя «Чайку» Чехова в постановке Эфроса хвалили, и на пьесы современных драматургов приходили исправно, МГК КПСС все равно был недоволен отходом режиссера от соцреализма. Театральная революция Эфроса не осталась незамеченной, Анатолия Васильевича устранили от руководства театром. рядовым режиссером на Малую Бронную — и вслед за Эфросом из Ленкома ушли 10 актеров.

«ЮНОНА И АВОСЬ» 

Марку Захарову предстояло возродить Ленком в третий раз. Новый главный режиссер ходил на студенческие постановки московских вузов — именно там он заметил молодого Александра Абдулова. Чуть позже в Ленком попали Николай Караченцев и Олег Янковский. У театра появился собственный драматург — Геннадий Горин

1648919760_photo20220402184316jpg.jpg

Сергей Николаев рассказал про аншлаговую постановку, которая уже на протяжении 40 лет покоряет сердца зрителей — рок-оперу «Юнона и Авось». Несмотря на споры об актуальности спектакля — многие говорили, что он архаичен — билеты на него сложно достать и сейчас. А в недалеком прошлом зрители буквально дрались за контрамарки, у входа дежурила конная милиция, а главного героя постановки, Николая Караченцова, у подъезда поджидали толпы поклонников.

В продолжение экскурсии среди участников группы провели викторину на знание действующего актерского состава рок-оперы и в конце театрального путешествия победителю вручили книгу «Юнона и Авось» с автографами артистов спектакля.

1648919803_photo20220402184311jpg.jpg

СОВРЕМЕННОСТЬ

О закулисной жизни театра посетителям рассказала заведующая бутафорским цехом Татьяна Николаевна Крылова. Она показала личную гримерку Инны Чуриковой, столик памяти Олега Янковского, упакованные костюмы к легендарному спектаклю «Юнона и Авось».

КАК РОЖДАЕТСЯ СПЕКТАКЛЬ

На мероприятии слушателям раскрыли еще одну интригу — поведали о том, как рождается спектакль: сколько проходит времени и какие существуют этапы от выбора пьесы до готового спектакля.Экскурсионную группу провели за кулисы, где, собственно, мы и увидели из каких деталей строится спектакль. И, действительно, он именно строится, поскольку начинается все с создания макета, масштаб которого 1:20. В это же время режиссер тесно работает с художником, так как все задуманное режиссером художник начинает визуализировать, работая над эскизами. Далее идут бурные обсуждения между мастерами цехов и работа режиссера с актерами: оговаривание всех деталей, читка. Когда режиссер все принимает, внимание вновь уделяется макету. Макеты, кстати говоря, помогают делать студенты театральных вузов. В следующий этап входят репетиции и обсуждение моментов постановки. А после уже создаются чертежи и начинается процесс стройки. Руководитель художественно-бутафорской группы Татьяна Крылова признается, что столярные и слесарные мастерские в Ленкоме очень хорошие, все делают самостоятельно и лишь изредка заказывают детали.

АРХИТЕКТУРА

Здание современного Ленкома было построено в начале прошлого столетия для купеческого клуба. Татьяна Крылова, показывая карточки со старыми фотографиями, рассказывает, что нынешний зрительный зал театра и тогда находился здесь: тут проходили спектакли, он был рассчитан на 600 мест, как и сейчас. Интерьер театра выполнен в классицизме с элементами модерна. Здесь многое сохранилось, но некоторые детали были все-таки отреставрированы.


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним