«Гроза. Апокриф» в Школе драматического искусства

«Гроза» Островского в новом прочтении: нелепая попытка или серьезное переосмысление сюжета?

20 апреля
13:25

16 апреля в театре «Школа драматического искусства» зрителю представили спектакль «Гроза. Апокриф». Режиссером постановки выступил студент 5 курса ГИТИСа Евгений Закиров. По мотивам пьесы А. Н. Островского «Гроза».

Смысл постановки

Одну из самых известных пьес Островского довольно часто ставят на сценах театров, и, казалось бы, ничего нового уже не придумать. Но спектакль в ШДИ меняет восприятие персонажей.

В нашем случае режиссер как будто высмеивает идеализированные образы. Некоторые трагические сцены из-за гипертрофированности эмоций кажутся смешными. Сначала Катерина (Александра Лахтюхова) отчаянно пытается сохранить свою честь, а через пару секунд ситуация уже наполнена комичностью.

Отдельно стоит упомянуть о концовке. Все в курсе, что Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись с обрыва, но в спектакле зрителю такую развязку не дают — останавливают буквально за минуты до. На сцене появляется школьная доска, рядом с которой героиня с разбитой головой рассуждает о своей судьбе. В ее руке нож, она им пишет, машет, рисует. Вдруг из класса раздается вопрос: «Откуда у тебя нож?». Все падают замертво. Жертва стала тираном.

1650449499_img7046jpg.jpg

Евгений Закиров дает возможность задуматься над тем, что важнее: человеческая жизнь или общественный строй. В конце Катерина рисует свою смерть на доске и умирает. Ее душа не может существовать вместе с остальными.

Спектакль сложен. Режиссер показывает многогранность человека. Катерина, как гроза, проносится сквозь события, бушуя, но вскоре утихая. Зрителя не оставляют в покое ни на секунду, засасывая в круговорот жизни маленького города Калинова.

Смысл добавления в название спектакля слова «апокриф» не совсем очевиден. Если посмотреть на определение слова, то это религиозное произведение, которое не входит в канон. Евгений Закиров тоже решает отойти от классической трактовки. Борис (Алексей Славкин) становится ловеласом, а Катерина вызывает меньше жалости. Также в лексиконе героев появляются современные понятия, такие как электробус. Альтернативное прочтение заключается в осовременивании образов, добавлении танцевальных элементов и изменения характеров персонажей.

Костюмы, декорации и музыкальное оформление

В спектакле задействовано все возможное пространство — вдоль и поперек. Пол, стены, балконы, лестницы — герои появлялись отовсюду. Зрителям приходилось иногда вертеть головой из стороны в сторону, чтобы не упустить нить повествования.

1650449189_img7017jpg.jpg

В начале мы видим школьный класс: парты и скамейки, доску на заднем плане. Кажется, что это вся сцена. Но постепенно актеры задействуют еще больше пространства: проход между зрительными рядами и лестнице, верхние ярусы и боковые стены.

Катерине даже пришлось лезть на балкон с жалобами на пыль и доставленное неудобство. Она даже сказала: «Режиссер кретин», что еще раз доказало, с какой иронией подошел Евгений к воплощению Островского на театральных подмостках.

Костюмы подобраны великолепно. Они живут вместе с героями. Сорочки и старомодные одеяния призваны скрыть внутренний мир персонажей от публики. А черно-белая гамма, в которой они выполнены, намекает на то, что каждый зажат в рамках условностей и рутины. 

1650449259_img7027jpg.jpg

Музыка сыграла немаловажную роль в восприятии спектакля. Композиция Stromae «Quand c'est?» как будто намекает, что каждый из нас может оказаться на месте героев и каждый будет там, куда занесет его судьба. Образы персонажей, немного гипертрофированные, воспринимаются как «болезнь», о которой говорится во французской песне. Она может взяться из ниоткуда, и придется с этим жить. Каждый из героев по-своему болен.

После спектакля остается комок эмоций. Луч главной героини все равно затухает во тьме. Как же найти выход? Или он не появится, пока мы не поймем, кто мы есть на самом деле?

Автор фото: Ксения Шишова

Редактор: Елизавета Желудева


Читайте также
30 июня
02:10
Кирилл Серебренников объявил о фактическом закрытии «Гоголь-центра»
27 июня
21:55
Уставший Бог, говорящий пес, Bésame mucho: какой выдалась постановка «Новый Мокинпотт» в Театре «Эрмитаж»
27 июня
02:45
Мама, я НЕ блогер!