23 апреля в МХТ им. Чехова был представлен спектакль «Человек из рыбы» режиссера Юрия Бутусова. Эта постановка необычна и нетипична. Как минимум потому, что в ее основе лежит пьеса современного драматурга Аси Волошиной, а не классическое произведение Шекспира или Брехта, к которым так привыкли поклонники творчества режиссера. Небольшая драма на сорок страниц превратилась в яркое, экспрессивное четырехчасовое театральное представление.
Сюжет пьесы, на первый взгляд, кажется простым, но воспринимать его линейно все же не получится – не позволяет отсутствие фабулы. Действие происходит в Петербурге, где в коммунальной квартире на Караванной обитают несколько молодых представителей интеллигенции. С ними живет дочь одной из героинь, восьмилетняя Одри, которую в конце пьесы забирают органы опеки. Интересно то, что девочка является внесценическим персонажем и все, что видит зритель, – это ее картонный силуэт.
В диалоге с залом группа философов, возраст которых «вокруг тридцати», рассуждает о важном на сегодняшний день: говорят о «человеке в системе», о литературе, о политической ситуации в России, о патриотизме, о мире сарказма и бесконечных масок, и, конечно, о любви. Любви в этом спектакле посвящен весь второй акт, где героини пьесы невероятно чувственно и смело повествуют о своих психологических травмах, которые они получили вследствие трагического любовного опыта. Но все же не любовь является главной темой постановки. Но и однозначный ответ на вопрос «О чем это было?» дать не получится. Как говорит сам Бутусов:
«Неверно говорить, что это про любовь… или какой-то гражданский пафос. В большой драматургии есть все»
Мысль о всеобъемлющей и разрушительной силе драматургии подтверждают и слова одной из героинь спектакля. Она произносит: «Это гангрена всего».
Пьеса «Человек из рыбы» выходит за рамки своего литературного повествования, ведь режиссер наполняет ее многочисленными образами и символами, средствами художественной выразительности – рефренами и большими метафорами, чем-то гротескным и фантасмагорическим. Это не тот спектакль, на который можно прийти, чтобы отдохнуть после тяжелой рабочей недели. Это не спектакль-эскапизм. На протяжении четырех часов зрителя, наоборот, все больше погружают в тот мир, в котором он существует каждый день. «Человек из рыбы» для тех, кто не боится отдать свои эмоциональные ресурсы в обмен на честность актеров, которая воплощается в монологах, действиях, движениях и убивает нелицеприятным изображением реальности.
Редактор: Елизавета Желудева