"Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах": рассуждение студентов ГИТИСа о комедии Чехова

"Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах": рассуждение студентов ГИТИСа о комедии Чехова

Мастерская Б. А. Морозова представила "Чайку" на международном театральном фестивале ВГИК
26 ноября
03:30

Источник: Ксения Шишова

На исторической сцене ВГИКа прошёл показ «Чайки» студентов третьего курса ГИТИСа. К сожалению, жюри приняли «Чайку» не так тепло, как зрители. Несмотря на качественно проделанную работу над всеми составляющими спектакля, к моему удивлению, «морозовцы» не получили наград на церемонии закрытия фестиваля. 

Посмотрев спектакль, я могу сказать, что третьекурсники проделали глубокую и вдумчивую работу над «Чайкой». В каждом слове ребят я слышала только веру и искренность. Было заметно, что студенты работали, как единый организм, в котором каждый от музыкантов до исполнителей ролей первого плана пронёс сквозь спектакль частицу веры в предлагаемые обстоятельства. Я бы также хотела подчеркнуть неистовое желание «морозовцев» полностью оставить себя на сцене. Порой в некоторых «взрослых» коллективах не удается заметить такого уровня вовлечённости в рождение истории на сцене, как в студенческих постановках. ГИТИС не стал исключением из этого правила. В зрительский зал буквально впивалась наэлектризованная энергия ребят. В результате, благодаря талантливой игре студентов, их мотивации запомниться на фестивале, родилась вдумчивая постановка. 

1669431572_chayka3jpg.jpg

Фото: Ксения Шишова

Хочется отдельно отметить работу Никиты Мазина, сыгравшего Константина Гавриловича Треплева. Актёр выделяется, не только благодаря талантливой игре и интересной интерпретацией роли знаменитого персонажа Чеховской комедии, но и использует другие навыки. Никита не просто создал яркий образ юного драматурга, находящегося в поисках новых форм искусства, он также привлекал внимание благодаря чувственному пению под собственный клавишный аккомпанемент. Музыкальные композиции группы Sammy в исполнении Никиты Мазина органично вписались в постановку классической «Чайки». Под барабанный ритм, трубу, гитару и пение главного героя заканчивались сцены, и ребята меняли реквизит для следующего эпизода. Музыкальное сопровождение стало прекрасным дополнением к пьесе и позволило увидеть артистов в разных амплуа, создавая атмосферу музыкального театра.

1669431272_chayka8jpg.jpg

Фото: Ксения Шишова

Нельзя оставить без внимания знаменитый образ Чеховской чайки. Хотя критики и связывают эту метафору с Ниной и ее не исполненной мечтой стать актрисой. Но мне кажется, пристреленная птица - символ разбитой надежды Треплева на взаимную любовь. При виде Нины мир Кости замирает, и важна лишь одна она, здесь и сейчас. Юная и веселая девочка, живущая одним желанием выступать на сцене. Нина увлекает Треплева, и ради безответной любви он продолжает писать и даже начинает добиваться прогресса, публикуя свои рассказы в журналах.

Несмотря на ветреное увлечение Нины, Костя продолжает любить девушку, он переживает за нее, узнав о разрыве с Тригориным и неудачах в актерской карьере. Никита Мазин и Дарья Савичева хорошо справились с изменением зерна образа своих персонажей. На встрече спустя два года перед зрителем предстают уже не молодые люди, мотивированные создавать новое и добиваться успеха. Аудитория видит покалеченных жизненным опытом взрослых, которые перестали верить в детские мечты и смирились с суровой реальностью. Я бы добавила, что на сцене встречаются герои с «обрезанными крыльями», отказавшиеся смотреть на мир сквозь розовые очки, разочаровавшись в своих талантах.

Дарья Савичева точно передала помешательство Нины, некоторую неустойчивость психики девушки, которая проявляется в ее поведении. Она выглядит отчаянно и потерянно, но в то же время радуется встрече с Костей. Мгновение спустя Нина уже мечется по сцене, бормоча слова, как молитвы. Как помешавшаяся, она не видит никого, кроме себя и своих желаний, не замечает внимания Кости. Столкнувшись с тяжелыми испытаниями, героиня Савичевой не учится на своих ошибках и продолжает мечтать об отношениях с Тригориным. Несмотря на разрыв с писателем, девушка признается Косте, что любит писателем еще больше, чем два года назад. В этой чувственной сцене Никита Мазин тонко передает душевное состояние своего героя. Он жил, согреваемый чувством к этой девушке, но после откровения Нина меркнет в его глазах. Треплев бледнеет, кажется, прямо на глазах у зрителей и теперь беспокоится только о том, чтобы мать не заметила появление Нины, презираемой даже собственной отцом.

В момент признания Нины я вместе с героем Мазина ощущала душевную боль, которая поражает настолько сильно, что остается лишь молча проживать терзающее душу отчаяние. Я много рассуждала о том, почему Треплев стреляется в финале пьесы. Я считаю, что совокупность проблем сформировала у него желание навсегда покончить со всем. Разочарование в себе как в писателе и недопонимания поколений заставили героя Мазина спустить курок револьвера. Разговор с Ниной стал для Кости последней каплей. После разочарования в возлюбленной у героя более не осталось причин, чтобы жить. Остается лишь добавить, что после выстрела у меня защемило сердце, а к горлу на мгновение подступил ком. Испытав такие эмоции, я смело могу сказать, что работа меня тронула, и я бы с удовольствием сходила на спектакль еще раз.

Также хочется поговорить о работе Владимира Плетнева. Я искренне не понимаю, почему жюри не отметили этого студента. Сыгравший врача, главного дамского угодника в деревне, Владимир приводил в восторг зрительский зал, просто молча появляясь на сцене. Харизматичный молодой человек смешил зрителей, используя свою природную обаятельность не только для создания точного образа, но и для привлечения внимания публики, а в особенности своего фан-клуба на задних рядах. В Дорне герои «Чайки» нашли доверительное лицо, к кому можно прийти исповедаться и с кем можно пофлиртовать. Полина Андреевна, например, надеясь поиграть с врачом в чувства и хорошо провести время, пытается соблазнить Дорна, когда они остаются наедине. А Маша признаётся врачу, что влюблена в Треплева. Таким образом, анализируя игру ребят, я считаю, что они были достойны если не лучшей мужской роли, то по крайней мере специального приза жюри по итогам фестиваля. 

1669431801_chayka4jpg.jpg

Фото: Ксения Шишова

Рассуждая о сценографии, я выделила интересные решений, которые сформировали яркие воспоминания о спектакле. В то же время сценические задумки не перечеркнули классическое представление об истории девятнадцатого века. Художник-постановщик спектакля, В. К. Кутузова, делает акцент на цвет, посредством которого она показала изменения в жизни героев, произошедшие за два года. Первый акт полностью окрашен в белый цвет. Он присутствует во всех костюмах и реквизите. Белые оттенки в контексте «Чайки» вызвали у меня ассоциации с молодостью, первым влюбленностью, свободой и вдохновением. Этот цвет передаёт настроение всего первого действия: Нина Заречная мечтает стать актрисой, Костя Треплев пробует себя в роли драматурга и ставит философский спектакль для домочадцев. В действии большое внимание уделяется любовным линиям. В первом акте это чувство превозносится: одни мечтают признаться в любви своим избранникам, другие тешатся надеждами вновь ощутить себя любимым. Костя чувствует привязанность к актрисе своего спектакля - Нине Заречной из соседней деревни. Она же увлекается писателем Тригориным. Дочь управляющего поместья Аркадиной Маша влюбляется в Костю Треплева. Здесь любовь ещё не испорчена разбитыми надеждами на взаимность, она окрыляет героев, вдохновляя покорять мир. Один из героев, как будто подтверждает мои догадки о ведущем чувстве первого действия, резюмируя: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». Второй же акт отличает обилие чёрного цвета. Он говорит скорее не о взрослении, а о столкновении героев с проблемами взрослого мира. Во время романа с Тригориным у Нины Заречной рождается ребенок, но вскоре умирает, а ветреный писатель вскоре оставляет девушку. Черное одеяние символизирует скорбь Нины.

Линия Аркадиной и Треплева показывает ярко выраженный конфликт поколений. Чехов рисует столкновение двух времён: известных уверенных в себе деятелей искусства в лице Аркадиной и Тригорина и юных Треплева с Заречной, которые только вступают во взрослый мир и стремятся создать искусство новых форм. Борьба закостенелых идей с новым представлением об искусстве неизбежна в комедии. Ирина Николаевна вспоминает детское время, перематывая Косте голову после его попытки покончить с собой. Мысли о счастливых временах на мгновение объединяют мать с сыном. Аркадина гладит молодого человека по голове, приговаривая: «В последнее время я люблю тебя также беззаветно, как в детстве». Они снова понимают друг друга, как до момента, разделившего поколения на два противоборствующих лагеря. В первом акте Костя ставит ставит спектакль в честь приезда матери. Актеры садятся перед первым рядом зала и готовятся оценить постановку юного драматурга. Здесь разворачивается конфликт творца, жаждущего признания матери, уже состоявшейся на карьерном поприще. На этом спектакле Костя требует от Ирины Николаевны признания себя как творческой личности, хочет сепарироваться от матери-актрисы и выйти победителем в борьбе поколений. Актриса в роли Аркадиной насмешливо комментирует спектакль сына, называя постановку «декадентским бредом». Она отлично уловила настроение своей героини: в речи исполнительницы слышны едкие интонации, высокомерие и сарказм. Аркадина отказывается воспринимать сына как равного ей творца и демонстративно не интересуется деятельностью сына. В конечном счете, мать с сыном обречены причинять друг другу боль. 

1669431835_chayka7jpg.jpg

Фото: Ксения Шишова

Мастерская Б. А. Морозова провела кропотливую работу и достойно показала себя на международном театральном фестивале. «Чайку» хочется разбирать на детали и символы, вспоминать спустя недели после показа и советовать знакомым и друзьям наравне со спектаклями профессиональных театров Москвы. 

Фото: Ксения Шишова Фото: Ксения Шишова
Фото: Ксения Шишова Фото: Ксения Шишова
Фото: Ксения Шишова Фото: Ксения Шишова

Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним