Он – Геннадий Ледях

Он – Геннадий Ледях

Неизданное и неизведанное.
03 апреля
02:30

Источник:

Кто такой Геннадий Ледях? Обычный мальчик из села «Калмыцкие Мысы», благодаря своей любви к сцене, таланту и невероятному упорству попавший в школу Большого театра, ставший его премьером и объехавший более 30 стран с гастролями. Балетмейстер крупнейших театров Польши и Таджикистана, создатель «Детского балетного театра» на базе Дворца культуры ЗИЛ и «Хореографического колледжа Ледях», автор большого количества хореографических номеров и постановок.

31 марта, в 95-летнюю годовщину со дня рождения Геннадия Ледяха, в «Культурном центре ЗИЛ» состоялась премьера программы «Неизданное.Неизведанное», включившей в себя балет, поставленный по задумке танцовщика, и номера, отразившие особенно яркие моменты его биографии.

НЕИЗДАННОЕ

За время своего руководства «Детским балетным театром» Геннадий Васильевич поставил с его воспитанниками множество балетов, в том числе «Щелкунчика», «Маленькую ночную серенаду» на музыку Моцарта, «Класс-концерт» на музыку Баха (совместно с женой). Однако на этом идеи Г. Ледяха не заканчивались, в мыслях у него было создание постановки на сюжет сказки в стихах Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Известная каждому с детства история должна была получить новую жизнь в балетной обработке и войти в репертуар театра. 

На вечере памяти это стало возможно благодаря работе жены Геннадия Васильевича, Ларисы Ледях, в качестве хореографа-постановщика. Кокетливая и легкомысленная Муха-Цокотуха (Анастасия Свиридова) кружится в паре с Денежкой (Алиса Фирсова) и попадает в сети коварного Паука (Полина Карасева), откуда ее спасает героический Комарик (Дмитрий Ковалев) с кривой игрушечной сабелькой в руке и все это – в исполнении детей разных возрастов: от дошкольников до абитуриентов московских хореографических училищ. 

1680480389_ledyakh2jpg.jpg

Особенную красочность спектаклю придают нестандартные яркие костюмы. Бабочки элегантно взмахивают своими полупрозрачными крылышками, кузнечики поправляют зеленые жилетки с цилиндрами, а блошки отстукивают ритм каблуками и трясут усами в такт (отдельного упоминания заслуживают костюм и партия Самовара (Анастасия Казакова), бойко прошедшегося по сцене вприсядку). Музыкальная часть спектакля получилась разнообразной благодаря живому исполнению соло на ударных и фортепиано. Юные артисты сорвали длительные овации от зрителей и каждая девочка из кордебалета вернулась домой с букетом от самых преданных почитателей ее таланта.

1680480410_ledyakh3jpg.jpg

НЕИЗВЕДАННОЕ

Второе отделение концерта оказалось совершенно непохожим на первое. Хореография перестала быть частью сюжета, она превратилась в способ выражения чувств. Ощущение того, что перед тобой тщательно отрепетированный и технически отточенный номер, исчезло в искренности танцовщиков, какой-то их особой погруженности в музыку и движения. Каждый взгляд в зал, поворот и прыжок имели свое значение, распознать которое могли лишь зрители, ровно в той же мере, что и артисты, растворившиеся в происходящем на сцене. 

Номера, сменяясь, добавляли все новые черты к портрету Г. Ледяха, смотревшему на нас с задника, подсвеченного софитами. Вот в прочтении Антона Хабарова звучат слова Геннадия Владимировича о любви к Алтаю, а на сцене появляется Ринат Ханджян, пропускающий через себя каждую строчку звучащего стихотворения о Родине, отзывающийся гротескными движениями, наполненными какой-то внутренней еле сдерживаемой силой, на каждый звук. 

1680480460_snimokekrana20230403v024057png.png

А вот уже наступили школьные годы и девочка в форменных шортах (Алиса Семёнова) учится делать свои первые па, забывая о детском кураже на несколько минут, чтобы сосредоточиться на прямой спине и натянутом носке. Потом – номера о Косьяне Голейзовском и гастролях, сцену заполняют девушки в пальто и с красными чемоданами. Мы будто переносимся в аэропорт или на вокзал, переживаем десятки встреч и прощаний одновременно, отпускаем кого-то со слезами, а потом видимся вновь с улыбкой.

1680480485_ledyakh4jpg.jpg

Самым глубоким номером второго отделения для меня стали «Токи». Этот танец – откровение, визуальное отображение той невидимой электрической связи, которая устанавливается между артистом и зрителем в момент выступления. В центре сцены одинокий силуэт Алёны Ледях в белом платье, вокруг –  фигуры в черном, безвольные податливые проводники, меняющие свою форму от каждого ее движения, преследующие и обволакивающие ее, завораживающие. 

1680480503_ledyakh5jpg.jpg

Последние номера завершают портрет Геннадия Ледяха, иллюстрируют его слова о команде, с которой можно полететь в космос, этим подводя некий итог: главным делом его жизни стало создание балетной школы, возможность передавать свои знания и в ответ видеть горящие детские глаза. На видео, которыми закончился концерт, Геннадий Васильевич запечатлен с воспитанниками школы: они выводят его на поклон после своих выступлений, дарят цветы, рассказывают что-то, а он внимательно слушает и кивает, при этом выглядя абсолютно счастливым. 

Стоит ли говорить, что после поклона зрители хлопали стоя, пока танцоры не вышли на бис?..

Фото: Олеся Кудина


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним