Татьяна Пеня поставила в театре «Квадрат» пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Эта драма является неотъемлемой частью русской сцены: ее ставили Станиславский и Эфрос, их режиссерские разборы до сих пор сохранились в истории театра.
Однако Татьяна Григорьевна Пеня взглянула на эту историю с новой стороны: сократила авторский текст и сохранила атмосферу «тургеневского кружева» и «тургеневской вязи» текста. А еще -- добавила бытовой истории любви по Тургеневу немного доброй советской комедии и драматизма в духе Островского.
Непосредственно месяц появляется на сцене театра «Квадрат» еще в самом начале постановки — сколоченный из толстых желтых досок, он приносит с собой атмосферу летней подмосковной дачи. Дерзко махнув загнутым в обратную «с» хвостом, он растворяется в глубине мизансцены, забирая с собой ощущение летней реальности.
И на сцене появляется еще один месяц, точнее его призрак. Он — скрытый художник, нежно окрашивающий мир своим бледным светом. Полночный бриз приносит его прикосновение, шепот звезд, рассеивающий тень в каждом уголке. История любви Натальи Петровны (Елизавета Желудевой) и Алексея Николаевича (Ахмадризо Ахмадов) все больше напоминает этот сон, призрака месяца. Молодые герои — на сцене Наталья Петровна выглядит ровесницей Алексея — ревнуют, сомневаются и ищут. И процесс их духовного взросления на сцене выглядит сном, воспоминанием, призраком.
Месяц — мудрый стражник деревенской идиллии, сверкающий над крышами соседних домов. Месяц дарит покой, окутывает луга и поля мистическим сиянием. Словно невидимая нить, он соединяет людей, сопровождая их в ночных прогулках и романтических моментах.
Сцены деревенского дня этот месяц видит мельком: бесконечной вереницей проходят деревенско-бытовые столкновения Аркадия Ислаева (Алексей Бондарев) и Михаила Ракитина (Владимир Засыпкин).Благодаря интересным режиссерским находкам пьеса Тургенева заиграла новыми красками. Авторскую историю о бытовом любовном квадрате (Наталья Петровна-Ракитин-Алексей-Аркадий) режиссер разбавила комедийными моментами — так появились гениальные диалоги Ракитина и Ислаева, моменты, где маленький Коля Ислаев (молодой Никита Веретенников) запускает змея. В этих днях, которые не освящаются месяцем, не появляется романтичных прогулок и любви в принципе — все сцены с жителями деревни либо по-доброму забавны, либо по-бытовому смешны.
Невероятно реалистично взаимодействуют Наталья Петровна и Верочка (Станислава Козлова). Когда Верочка влюбляется в любовника своей мачехи, Наталья Петровна превращает сцену в ринг имени ревности — молодые Станислава Козлова и Елизавета Желудева отыгрывают это соревнование на равных, а Верочка, которая сначала кажется наивной мечтательной девочкой, получается характерной и яркой.
Сам спектакль «Месяц в деревне» тоже постепенно обретает уверенность и наращивает «мощу» в процессе. Романтическое действо-полусон привлекает своей наивностью, а затем оборачивается в яркую и уверенную историю в стиле «Грозы» Островского.
В финальной сцене, когда Наталья спускается по лестнице зрительного зала, сходство с Катериной доходит до предела. И жители деревни выходят на поклон — но за их спинами появляются призраки калиновских обывателей.
«Месяц в деревне» — это спектакль, позволяющая забыть о суете и торопливости. Он призывает нас замедлить шаги и обратить внимание на прекрасное, что находится прямо перед нами.