На Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Говори со мной» по пьесам из сборника «Пятерка теннисистам» американского драматурга Теннесси Уильямса. Режиссер спектакля Эльдар Трамов представил уже вторую постановку в пространстве Новой сцены: в мае 2022 года он выпустил «Обратную сторону медали» Флориана Зеллера, которая до сих пор пользуется интересом у зрителей.
По словам Эльдара Трамова, книга «Пятерка теннисистам» попала к нему совершенно случайно: он увидел ее в букинистическом магазине, прочитал и понял, что все темы, поднимаемые автором, актуальны сегодня как никогда. Кроме того, если пьесы Уильямса «Стеклянный зверинец», «Трамвай “Желание”», «Ночь игуаны» известны как на театральных подмостках, так и на киноэкранах, то пьесы из найденного Эльдаром сборника не были замечены режиссерами за всю историю своего существования.
Название спектакля «Говори со мной» неслучайно – эта фраза является связующим звеном всех пяти историй: «Портрет Мадонны» (Яна Соболевская, Карен Овеян, Виталий Иванов/Григорий Здоров, Данила Гнидо, Алесандра Стрельцина), «Говори со мной словно дождь» (Карен Овеян, Екатерина Крамзина/Анна Ляхова), «Отчужденная собственность» (Анна Антонова, Данила Гнидо), «В книжном магазине» (народная артистка России Марина Есипенко) и «Не могу представить, что будет завтра» (народная артистка России Ольга Тумайкина, заслуженный артист России Олег Макаров).
В основе спектакля лежит одна сюжетная линия, которая скрепляет каждую пьесу в единое целое, из-за чего забываешь, что это отдельные самостоятельные произведения. Они переплетаются между собой, их герои проживают такие разные, но настолько похожие истории. Каждый зритель найдет для себя что-то важное и близкое, и на этом фундаменте строится диалог между актерами и зрительным залом. Так мало людей сейчас искренне разговаривают друг с другом, а Эльдар Трамов предоставляет возможность открыто пообщаться о том, чего боялись.
Все действие строится вокруг писателя Джо (Карен Овеян), его матери (Александра Стрельцина), сестры Майры (Анастасия Джентилини) и друга-писателя Сильвы (Виталий Иванов/Григорий Здоров). Они непосредственные участники всех пяти пьес со своей жизненной историей и проблемами, знакомыми сегодня каждому человеку. Между собой они ведут диалоги о причинах их неудач, пытаются разобраться в себе и как-нибудь изменить свое положение.
Так, сестра Джо Майра ведет разгульный образ жизни, который утратил в ней девушку, а мать беспокоится о том, что сделала дорогостоящую операцию, не принесшую, по ее мнению, положительного результата. И Джо переживает творческий кризис: с самого начала спектакля он обеспокоен, пытается разобраться в своих рукописях, а их нескончаемое количество. Бумага является одним из основных элементов декораций и реквизита – причем помятая бумага, которая показывает смятение души каждого персонажа. Сразу можно провести параллель между писателем, переписывающем вновь и вновь страницы своего произведения, и человеком, пытающимся в который раз изменить свою жизнь.
Сценография заслуживает отдельного внимания, и можно даже считать оформление спектакля за отдельного персонажа. Огромная благодарность главному художнику театра Максиму Обрезкову, который каждый раз поражает зрителей новыми творческими идеями.
Каждая пьеса сопровождается своим цветовым решением. В «Портрете Мадонны» используются розово-сиреневые тона, словно показывающие безысходность положения Лукреции (Яна Соболевская), которой «так трудно встречаться с людьми снаружи». Пьеса «Говори со мной словно дождь» построена в холодных синих оттенках с потрясающим окном, расположенном посередине сцены и несущим свет – именно тот, который нужен героям. Отрывок «Отчужденная собственность» выражается в ярко-желтых и оранжевых цветах, представляющих то восход солнца, то его закат и, соответственно, жизненные перемены героев. Следующая часть, «В книжном магазине», представлена в зеленых красках, блеске и потрясающем изумрудном платье героини Марины Есипенко.
Заключительная история «Не могу представить, что будет завтра», можно сказать, отражает нынешнее внутреннее состояние многих людей, что еще раз доказывает «современность» Уильямса (пьеса была написана в 1970 году). Сценография здесь решена в пломбирном цвете с его множеством оттенков, создающих глубину переживаний героев (Ольга Тумайкина и Олег Макаров). Сквозь длинный путь любви с его извилистыми тропами они проносят страх одиночества, отвержения, а также уныния: героиня Ольги Тумайкиной не может допустить, чтобы любимый человек видел ее угасание в связи с болезнью. Но ведь одиночество подавляет человека, оно властвует над ним, и тогда ему ничего не остается, кроме как прекратить свое существование. Воспрепятствовать этому может только любящий и родной человек рядом, который готов пожертвовать всем ради близкого.
Финал объединяет не только всех участников спектакля, но и зрителей, которые на протяжении всего действия вели мысленный диалог с каждым из персонажей. Все герои объединяются вместе, становясь плечом к плечу. Каждый из них переживает свою личную драму, однако старается избавиться от одиночества. Рушится четвертая стена и дается надежда на будущее, наполненное любовью и светом.
Автор фото: Марина Янчева
Редактор: Елизавета Желудева