В МАМТ на «Ночи театров» показали киноверсию оперы Прокофьева «Война и мир»

В МАМТ на «Ночи театров» показали киноверсию оперы Прокофьева «Война и мир»

Самого спектакля давно уже нет в репертуаре, но в «Ночь театров» у преданных зрителей появилась возможность увидеть его киноверсию.
28 марта
11:40

Источник:

27 марта в «Ночь театров» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошел показ киноверсии оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», снятой в 2013 году телеканалом «Россия-Культура». Самого спектакля давно уже нет в репертуаре, но в «Ночь театров» у преданных театру зрителей появилась возможность увидеть его киноверсию.

Начало XIX века. Шуршание деревьев в Отрадном. Образ Андрея Болконского, Сони и Наташи Ростовых в первых кадрах. Кроме них нет никого. Только стены, отделяющие Андрея и героинь друг от друга. 

В киноверсии спектакля перед зрителями представлены 13 картин, взятых из одноименного романа Льва Толстого. Но если Толстой вел параллели между мирной и военной жизнью, то Александр Титель, режиссер оперы, решил их разъединить, желая показать весомую разницу между ними.

Первая часть — мирная светская жизнь XIX века: зимний бал, где познакомились Андрей и Наташа, признание Андрея, сцена в театре, которая в итоге обрекла героиню на несчастье. Часто на подмостках появляются большие позолоченные люстры. Они — символ светского общества Петербурга, которое так осуждал писатель в своем романе.

В ходе первой части спектакля особого интерьера нет. Только стулья, люстры и софа, которая появляется вместе с образом Элен Курагиной. Сами костюмы подобраны точь-в-точь толстовскому роману. Только главные здесь не они, а голоса героев, которые ведут зрителей за собой до самого конца.

Вторая часть кинооперы — война 1812 года, Бородинское сражение. Ни единой декорации, только четыре сотни людей на сцене. Все они пытаются добиться своего. И только когда происходит нападение, и русские, и французы сливаются воедино. Титель сделал эту часть особенной, поскольку наделил русских солдат непоколебимым русским духом, верой в победу со стороны России. В спектакле звучат переживания с обеих сторон, но в нем нет места корысти, и поэтому переживания французских солдат уходят на второй план.

В финале спектакля на фоне четырех сотен людей и горящей Москвы происходит момент раскаяния Андрея Болконского. Одет он в белую рубашку и белые штаны, его образ словно символ чистоты души. В таком же символическом образе предстает и Наташа, она в белом платье. Герои выделяются из толпы, словно в тот момент важна была не война, а судьба одного из солдат русской армии. Сама толпа не двигается. Только перед появлением Андрея на сцене проносят труп человека. Даже танец Андрея и Наташи, который происходит в финале сцены, не побуждает солдат совершать какие-либо действия.

Симфонический оркестр, доверенный дирижеру Феликсу Коробову, ведет зрителей за собой вплоть до последней минуты оперы, и кажется, что только он больше всех зовет к Победе. Музыка оркестра перекликается с переживаниями героев, а в самом конце, когда звучат слова о прославлении России, сливается с голосами четырех сотен людей из массовки.


Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним