«Приподнимем занавес за краешек…». Владимиру Высоцкому – 80.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

25 января
20:35
Автор: HSE PRESS

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Владимир Высоцкий не только человек, каждое слово которого ловили миллионы людей со всего Советского Союза. И не только тот, чьи песни знали и знают наизусть. Высоцкий – актёр. Высоцкий – друг. Высоцкий – поэт.

25 января ему исполнилось бы 80 лет. О нём сложно говорить в прошедшем времени, да и не стоит, наверное.

Евгений Евтушенко писал о нём:

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Гамлет (1971) и Галилей (1966), Хлопуша (1967) и Лопахин (1975) и последняя роль – Свидригайлов (1979). Думаю, каждого, кто видел Высоцкого на сцене, не просто поражали его мощь, его энергетика, его тонкость и пронзительность — впечатление от увиденного оставалось у зрителей навсегда.

Во время репетиции драмы «Пугачёв» впервые увидела Высоцкого-актёра Марина Влади:

«На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть. … Как и весь зал, я потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актёра. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени».

«Владимир, или Прерванный полёт», М. Влади).

Высоцкий очень трепетно относился ко всему, что касалось его ролей. Переступая порог Таганки, он мгновенно перевоплощался в человека, для которого роль — не просто слова, не просто персонаж, а то, за что стоит бороться и с друзьями, и с режиссёром, и с самой судьбой. Несмотря на то что это не раз становилось поводом для конфликтов и обид, Владимир Высоцкий всегда оставался чутким и благодарным другом.

Нет сомнений, многим хотелось причислить себя к его друзьям. Вениамин Смехов в книге «Записки на кулисах» вспоминал встречи с людьми, зазывающими артиста в гости, чтобы услышать песни Высоцкого, а потом хлопнуть его дружески по плечу, будто имея на это полное право. Но таких, к счастью, было не слишком много. «У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но все они были друзьями», – эти слова можно прочитать в посвящении в книге воспоминаний Марины Влади.

У Владимира Высоцкого было два друга из театра на Таганке. Вместе они назывались «трио с Таганки» (Смехов, Высоцкий, Золотухин), объездили с концертами всю страну, писали друг другу письма и спасали друг друга в самых неприятных и опасных ситуациях. Высоцкий деломподтверждал свои слова («Если шёл он с тобой, как в бой, на вершине стоял хмельной, значит, как на себя самого, положись на него»), искренне прощая обиды, будучи чутким и точно зная, что нужно друзьям, а ещё он был самокритичным и обладал удивительным чувством юмора.

«Снимают медленно и неохотно. Меня просто совсем медленно. Золотухина несколько скорее, но всё равно. Настроение у нас портится, и на душе скребут кошки во время каждой съёмки. Я написал две хреновых песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую. Эта наша поездка называется “Пропало лето”» (1968 год, из письма В. Высоцкого и В. Золотухина В. Смехову. В то время Высоцкий и Золотухин находились на съёмках фильма «Хозяин тайги»). Одной из тех двух песен, которые упомянул Высоцкий, оказалась «Охота на волков».

Слова Высоцкого обладают удивительной жизненной силой: писать, петь, говорить о друзьях, о любви, о ненависти и благородстве, о времени и ошибках, о нежном и сказочном, о яростном и жестоком – самое, пожалуй, запоминающееся творческое проявление этой ярчайшей личности – самое запоминающееся для тех, кто не застал его в живых.

Владимир Высоцкий написал в общей сложности больше 850 поэтических произведений: около 200 стихотворений, 600 песен, многие из которых создавались специально для кинофильмов. Не секрет, что по идеологическим соображениям (читай – из-за проявления слабости правительства) поэзия Высоцкого часто оказывалась под запретом. По этой причине, например, не прозвучали баллады Высоцкого в окончательной телеверсии фильма «Стрелы Робин Гуда». Их можно услышать в следующем рыцарском фильме — «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

В день похорон Владимира Высоцкого, 28 июля 1980 года, на прощании с ним присутствовало огромное количество людей. И при жизни, и после смерти Высоцкий оставался воплощением метафоры «всенародной любви». Вопреки запретам выступать, быть услышанным и увиденным, он спустя почти сорок лет остаётся горячо любимым – так, как никто другой.

Автор: Анастасия Недоступ


Автор: HSE PRESS
Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
19 октября
12:45
«ПРИЗРАЧНАЯ НИТЬ»
15 февраля
17:45
Falcon Heavy
14 февраля
18:45
«Через Вселенную» по-русски