«Что такое искусство?» Артура Данто

Ценителям искусства и богемных бесед о высоком посвящается. Разбираем вышедшую в издательстве Ad Marginem книгу Артура Данто «Что такое искусство?»

10 февраля
22:15
Автор: HSE PRESS

Ценителям искусства и богемных бесед о высоком посвящается. Разбираем вышедшую в издательстве Ad Marginem книгу Артура Данто «Что такое искусство?»

В издательстве Ad Marginem совместно с МСИ «Гараж» вышла книга философа и арт-критика Артура Данто «Что такое искусство?» В ней опубликовано эссе «Сны наяву» и собраны пять лекций, прочитанных автором в университетах Америки, Колумбии и Ирландии, а также в музее современного искусства в Нью-Йорке для студентов, изучающих гуманитарные науки.

Прежде всего книга будет интересна юным философам, искусствоведам, культурологам и любителям рассуждать о высоком за чашкой чая. Артур Данто представляет свое определение искусства, сравнивает его с античными и современными философскими концепциями. Тем, кто давно хотел изучать теорию или историю искусства, но не знал, с чего начать, книга поможет определиться с конкретными темами, течениями или персоналиями, которых здесь множество. Скептикам, закатывающим глаза от выражения «революция в искусстве», книга даст понять, что эта революция заключалась не столько в создании новых художественных стилей, сколько в принципиально новом восприятии реальности. Людям, ищущим смысл в современном искусстве, будет полезно знать некоторые исторические факты, описанные в книге.

«Биеннале 1983 года — это было за год до того, как я начал заниматься арт-критикой, — вызвала у меня ощущение, что выставленные на ней работы были, если перефразировать распространенное в художественном мире выражение, не тем, что должно было случиться, и это заставляло задуматься: а что же, собственно, случилось?»

Сказать, что все 168 страниц представляют собой лишь один большой ответ на вопрос «Что такое искусство?» было бы неправдой. Помимо этого, Артур Данто отвечает на такие вопросы, как

  • Почему кусок сала, метр войлока и писсуар и другие реди-мейды могут быть выставлены в музее?
  • Как относиться к реставрации Сикстинской капеллы?
  • Что Гегель называл «концом искусства»?
  • Почему тишина может быть музыкой?
  • Чем коробка «Brillo» Харви отличается от коробки «Brillo» Уорхола, а она, в свою очередь, от коробки «Brillo» Бидло и коробки «Brillo» Хультена?

Причем к последнему вопросу автор обращается чаще всего, полагая, что с него начинается новая веха в истории искусства, нуждающаяся в новом определении самого искусства. Но надо признать, что для некоторых людей, далеких от того, что Данто назвал «artworld», этот вопрос и после прочтения книги может остаться довольно абсурдным.

Один из аргументов в пользу конца искусства состоит в том, что искусство и реальность теперь в некоторых случаях неразличимы.

Главы книги охватывают широкий пласт философских и культуроведческих тем, многие из которых, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Например, первая глава представляет собой ретроспективный взгляд на искусство (в основном, изобразительное) XX века, а именно — анализ конкретных произведений искусства, таких, как «Авиньонские девицы» Пикассо. Через него Данто приходит к выводу, что рассуждения Сократа и Платона об искусстве с некоторых пор потеряли свою актуальность. В качестве аргументов он также приводит эпизоды из трудов самих античных философов. Вторая глава состоит из описания библейских сюжетов в Сикстинской капелле и отношении искусствоведов к ее недавней реставрации. Четвертая описывает так называемый автором парагон – спор о том, является ли фотография наряду с живописью произведением искусства, – и новаторский взгляд на искусство как одно из его последствий. Пятая глава посвящена кантианским воззрениям на искусство, «свободную красоту» и их сопряженность с объективным и абсолютным духом. В шестой повествуется о роли эстетики в современном искусстве и о возможности ее отсутствия.

tEoaZDdkSwo.jpg  

«Фактически почти всё, что Кант хотел сказать о своем втором взгляде на искусство, в его книге уместилось всего лишь на нескольких страницах, посвященных духу, и их наличие в этом, пожалуй, величайшем тексте эпохи Просвещения в области эстетики само по себе служит знаком того, что ценности Просвещения постепенно уходят в прошлое и дает о себе знать новая эра».

Каждый тезис, выдвинутый Данто в этой книге, разъясняется и рассматривается в контексте исторических событий, поэтому в общих чертах его идеи понятны и тем, у кого нет сильной культуроведческой базы. При этом нельзя рассматривать эту работу как полновесную энциклопедию по философии искусства, ведь концепции многих названных в ней философов – Декарта, Канта, Гегеля, Фуко, Хайдеггера и др. – описаны здесь в двух-трех предложениях. Их хватает, чтобы подтвердить или опровергнуть какой-либо тезис, но недостаточно, чтобы составить целостное представление о самих концепциях. Поэтому здесь выигрывают читатели, у которых оно уже составлено. Но если использовать «Что такое искусство?» для расширения кругозора и читать книгу наперевес с Гуглом или другими изданиями, эффект от ее прочтения будет значительным. Хотя, как бы вы ее ни читали, непременно узнаете немного о Пикассо, Дени, Колалуччи, Гойе, Микеланджело, Уорхоле и многих других деятелях искусства.

Автор: К. Чернилевская


Автор: HSE PRESS
Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
19 октября
12:45
«ПРИЗРАЧНАЯ НИТЬ»
15 февраля
17:45
Falcon Heavy
14 февраля
18:45
«Через Вселенную» по-русски