Авторы книжных сериалов «Букмейта» приняли участие в паблик-токе на Плюс Даче

Авторы книжных сериалов «Букмейта» приняли участие в паблик-токе на Плюс Даче

02 августа
10:00

Источник:

День Young Adult литературы от Яндекс Плюса, состоявшийся 28 июля в Парке Горького, начался с паблик-тока с писателями Исламом Ханипаевым, Ольгой Птицевой и Александрой Яковлевой и блогером Ильей Гугушвили. Под руководством главного редактора оригинальных проектов «Букмейта» Ксении Грициенко они обсудили секреты привлекательности аудиосериалов, вопросы соавторства и использования нейросетей в процессе их создания, а также перспективы развития этого сегмента книжной индустрии.

Появление книжных сериалов стало реакцией мирового рынка аудиокниг на тенденцию к дроблению развлекательного контента. Характерные черты радиоспектаклей в их гибридном формате сочетаются с преимуществами продукции онлайн-кинотеатров. Общий сюжет разбивается на ряд самостоятельных эпизодов, записанных при участии приглашенного чтеца и снабженных звуковым оформлением, и они выходят на стриминговом сервисе с определенной периодичностью — как правило, раз в неделю.

Среди производителей русскоязычных аудиосериалов лидерство безоговорочно принадлежит «Букмейту» — электронной библиотеке, образованной компанией «Яндекс». Разработка пилотных проектов стартовала около пяти лет назад, и с тех пор ассортимент сервиса пополнился несколькими десятками произведений. Ответственность за координацию их выпуска и формирование портфеля в целом лежит на плечах бессменного главного редактора Ксении Грициенко. Она же занимает кресло модератора на тематическом паблик-токе в рамках дня Young Adult литературы.

Беседа начинается с вопроса о том, как сами писатели относятся к книжным и кинематографическим сериалам. В ее преддверии Илья Гугушвили, автор YouTube-канала «КиноПес», отмечает, что первоначально сериалы принадлежали к «низкому» жанру. Революцию произвели проекты «Сопрано» и «Игра престолов»: им удалось завладеть вниманием публики за счет привлекательного визуального ряда, спецэффектов и хитросплетений сюжета. Подхватив эту мысль, Ольга Птицева, создательница аудиосериала «Край чудес», признается, что во время написания текста ориентировалась на свой зрительский опыт, поскольку ее всегда цепляют клиффхэнгеры и другие приемы, не позволяющие оторваться от просмотра. А многоэпизодичный формат она расценивает как пространство для более глубокого сторителлинга — например, детальной проработки второстепенных персонажей.

Автор двухсезонной космической антиутопии «Луна 84», Ислам Ханипаев, напротив, категоричен. Он предпочитает законченные произведения, поэтому знакомство со всеми сериалами без исключения начинает только после выхода финальных серий и нередко посвящает этому целый день. Прослушивание же книжных сериалов порой мешает ему сосредоточиться на собственной работе — происходит непроизвольное смешение его стиля с манерой письма другого автора.

«Я слишком гибкий. В Москве мне вообще нельзя находиться, потому что через три дня начинаю ухватывать московский акцент, а потом с ним еще в Махачкалу возвращаться».

Изменения претерпел и подход к писательству Александры Яковлевой. Российским читателям она известна как создательница романа «Иные», основанного на сюжете одноименного сериала «Кинопоиска». В ходе работы над ним она поняла, что окружать готовую сценарную основу, состоящую из диалогов и действий, декорациями гораздо удобнее, и теперь точно так же конструирует сюжет оригинального аудиосериала. По ее словам, в скором времени будет завершена подготовка поэпизодника, после чего свет увидит первый черновик рукописи.  

«Писателей делят на садовников и архитекторов. И это подход архитектора: сначала выстроить четкую концепцию и сюжетную линию и потом по ней идти».

Книжные сериалы, считает Александра, хороши еще тем, что, в отличие от толстых бумажных томов, дают читателю моральное право их не дослушивать, если ему что-то не понравилось в начале. Это мотивирует команду каждого проекта придумывать способы сделать контент завлекающим и отражается в том числе на глобальных тенденциях литературы. Например, американская школа сценаристики, первопроходец в создании аудиосериалов, задала тренд современного американского романа. Книги стали более кинематографичными: писатели работают над ними, заранее ориентируясь на возможность экранизации, и используют все те же клиффхэнгеры.

Ислам Ханипаев с позиции своего обширного опыта в сценарном деле добавляет, что посредством смены формата и перехода к сериалам у кинокомпаний появился шанс дать зрителям то, чего им в свое время не хватило. Наиболее ярким примером, по его мнению, служат фильмы Мартина Скорсезе, которые можно смело растягивать на несколько серий. Зрители с удовольствием погрузятся в атмосферу мафии и казино и не прервут просмотр вплоть до финала.

Об аутентичности есть что сказать и Ольге Птицевой, поскольку краеугольным камнем ее городского хоррора «Край чудес» стала именно локация — Ховринская заброшенная больница в Москве. Ольга утверждает, что нигде, кроме этого места, история родиться не могла. Однако во время работы над сюжетом возникли трудности: больница была снесена в 2018 году, и потому ей приходилось смотреть видео, снятые сталкерами, и общаться с самими ребятами, побывавшими внутри. Изучение материала Ольга, впрочем, считает наиболее увлекательной частью творческого процесса.

Ксения Грициенко замечает, что книжные сериалы в жанре хоррор любимы аудиторией «Букмейта». Не исключено, что причина кроется в их антураже. Каждая запись содержит не только голос чтеца, но и скрипы и шорохи на фоне, и слушатели могут хорошенько пощекотать себе нервы.

«За рубежом есть такие аудиосериалы, которые тебя погружают от и до, где все читают по ролям, где сопровождается каждый звук: падение, выстрел и даже дождь за окном. В наших сериалах более минималистичное звуковое оформление».

Ольга Птицева солидарна с Ксенией насчет того, что саунд-дизайн не должен перетягивать на себя одеяло читательского внимания. Это допустимо только в случае с радиоспектаклями, которые представляют собой более выпуклую, театрализованную литературную форму. Также она признается, что волнующим эпизодом создания «Края чудес», который вызвал у нее мурашки, было прослушивание собственного текста в исполнении чтицы, Алевтины Пугач, и шутит, что для озвучивания аудиосериала в жанре хоррор ее выбрали отнюдь не из-за фамилии.

Ощущения Ольги разделяет и Александра Яковлева. Ее случай — особенный, потому что в записи «Иных» принимала участие Айгель Гайсина, вокалистка российской группы «АИГЕЛ», и впоследствии она даже записала песню «Чудо», вдохновленную романом. Первое прослушивание аудиокниги Александра называет переворачивающим опытом, потому что оно позволило понять, с какими интонациями читатели воспринимают ее историю, какие у них рождаются интерпретации. Сейчас она и сама часто проговаривает написанные отрывки — появилось осознание того, что текст рано или поздно будет звучать, — и считает, что это отличная практика для начинающих писателей, ведь воспроизведение вслух отдельных предложений и абзацев помогает с поиском недочетов.

«Классный писатель — это в том числе хороший поэт. Очень важно даже в прозе чувствовать поэтический ритм, который закладывается в нее, цепляет читателя и в том числе не дает ему бросить текст».

В ходе дальнейшего обсуждения Ислам Ханипаев заявляет, что он как аудиал ценит качественное звучание, превращающее роман в полноценный блокбастер в наушниках. Впрочем, это его требование и к миру в целом.

«Для меня это суперважно. Я из тех, кто включает скорость прослушивания на 2,70. Я вообще весь мир хочу поставить на 2,70».

А с Кириллом Головиным, который начитывал «Луну 84», у Ислама особая связь. Книги в исполнении Головина он слушал во время пробежек и начал невольно выстраивать текст в соответствии с его манерой озвучивания, еще не зная, кого именно пригласят для создания аудиосериала.

На этапе появления чтеца текст и правда ощутимо меняется, подтверждает Ксения Грициенко. Например, роман «Комната Вагинова», написанный Антоном Секисовым, существенно преобразился после работы над ним Сергея Гилева. Не профессиональный чтец, а актер, он обладал собственным видением, которое отличалось от представлений писателя, и аудиосериал родился на стыке их мнений, то есть в определенном смысле стал продуктом сотворчества, если не соавторства.

На вопрос о сотрудничестве писателей многие из участников паблик-тока смотрят положительно. Ольга Птицева, тем не менее, уточняет, что готова впустить коллег не в каждую из своих историй, а только в те, которые слишком масштабны для того, чтобы уместиться в одном человеке.

«Боже мой, мы должны были жить в коливинге, чтобы все по вечерам пили вино и ругались, а утром собирались и продолжали писать. Хорошая идея для реалити-шоу».

Ислам Ханипаев с усмешкой жалеет об отмене литературного труда. Ему сложно мыслить метафорами, и он был бы не против собрать нескольких авторов, которым это удается лучше, и регулярно поставлять им свежие сюжеты. Так они могли бы выпускать по книжному сериалу в месяц, хотя он и сам признает, что идиллия не продлилась бы долго из-за конфликтов внутри команды.

Однако технологии не стоят на месте, и аналогичные обязанности сейчас может выполнять нейросеть, которая совершенствуется, анализируя формулы сторителлинга. Ислам рассказывает, что опыт взаимодействия с ней у него уже есть. В августе 2024 года в издательстве «Альпина Паблишер» выйдет сборник под названием «Механическое вмешательство: Рассказы, написанные вместе с нейросетью YandexGPT», куда входят пятнадцать историй от ведущих современных авторов — в том числе одна написанная им. Во время работы над сборником Исламу было любопытно наблюдать за тем, как каждый писатель искал собственный способ сотрудничества с нейросетью. Если сам он, в частности, использовал ее для подбора синонимов, то Татьяна Толстая, подарившая читателям постапокалиптический роман «Кысь», поставила цель сделать ее полноценным соавтором текста.

Без казусов, вспоминает Ислам, не обошлось:

«Я иногда тешу свое эго и спрашиваю: «А кто такой Ислам Ханипаев?» В течение трех месяцев Yandex AI вырос до того, что он теперь знает, кто я такой. А то что я сельчанам своим скажу?

И эта штуковина работает нормально, а когда у Chat GPT что-то спрашиваешь, то он отвечает «выиграл то», «написал это» и потом: «В 1961 году написал книгу, из-за которой началась революция в Гватемале».

Ольга Птицева и Александра Яковлева, которым нейросети помогали в создании обложек для аудиосериалов, делятся собственными смешными эпизодами. В первом случае алгоритмы Chat GPT сослались на уже опубликованную статью Ольги, когда она хотела получить новый материал для лекции по самопродвижению писателей, а во втором — внесли миндальное масло, которое используется исключительно в косметических целях, в список веществ, которыми обрабатывали ткани.

Александра резюмирует:

«Chat GPT мне врет. Он мне безбожно врет, как все мужчины».

Роль соавтора могут играть не только нейросети или другие писатели, констатирует Ксения Грициенко. За последние несколько лет у читателей сформировалось желание интегрироваться в процесс создания истории и самостоятельно управлять сюжетом — этим обусловлена популярность визуальных новелл.

По поводу внедрения интерактивных элементов в книжные сериалы мнения спикеров расходятся. Александра Яковлева ставит под сомнение возможность реализации подобного формата из-за его технической сложности, но признается, что неоднократно думала об этом и даже начала черновик романа, где читатель смог бы влиять на поступки персонажей. Ольга Птицева находит идею интересной и предполагает, что нейросеть могла бы помочь в прогнозировании сюжетной вариативности. Ильи Гугушвили с позиции киноблогера смело прогнозирует, что грань между видеоигрой и фильмом тоже может со временем размыться ради достижения максимальной вовлеченности зрителя.

Ислам Ханипаев, наоборот, тренд не приветствует и не торопится передавать читателям бразды правления. С его точки зрения, писателю необходимо задумываться о потребностях аудитории, но только избегая той крайности, когда он сам предлагает подписчикам опросы насчет выбора главного героя, а развитие сюжета зависит от количества пожертвований. Также Ислам мягко обращает внимание коллег на то, что своим пребыванием на паблик-токе они обязаны именно тому, что книги и аудиосериалы, сделавшие их известными, были созданы ими, а не группой людей.

«Литература для меня — это лишь один из форматов, но хочется, чтобы она осталась чем-то авторским и не настолько потребительским».

Со стороны Ольги Птицевой следует возражение. Опираясь на свой читательский опыт, она утверждает, что возле каждого произведения образуется круг наиболее вовлеченных поклонников, которые пишут фанфики, рисуют арты и устраивают тематические встречи. Популярные франшизы вроде «Гарри Поттера» или «Дома, в котором…» пользуются безусловной любовью аудитории благодаря тому, что читателям отводится достаточно пространства для создания собственных историй в общей канве повествования. И даже разработка сюжета в полном соответствии с их предпочтениями, по мнению Ольги, не сделала бы ее менее писательницей и Демиургом происходящего, чем завершенное авторское высказывание.

За время паблик-тока над Плюс Дачей проносится шквалистый ветер, разверзается ливень и выглядывает солнце. В отсутствие временных ограничений, возможно, наступил бы вечер, а актуальные вопросы производства аудиосериалов так и не были бы рассмотрены до конца.

Следует отметить, что из-за высокой стоимости проектов стриминговые сервисы предпочитают не устраивать опен-коллы, а напрямую обращаются с заказами к авторам или издательствам. Такой подход одновременно обеспечивает высокое качество выпускаемого контента и отчасти купирует приток свежих идей. Впрочем, книжная индустрия не стоит на месте, и востребованность аудиосериалов у российских читателей дает основание надеяться на дальнейшее пополнение полок электронных библиотек новыми захватывающими произведениями.


Читайте также
28 ноября
21:45
Книжных магазинов в России в 2024 году стало меньше в 2,5 раза
15 ноября
15:00
Подборка научно-популярной психологии на тему самоанализа
15 ноября
13:25
«Неприятие инаковости могут внушить только взрослые»: Екатерина Мурашова в своей книге — о СДВГ у детей и подростков