В Москве, в рамках фестиваля «Неделя Берлинале», организованной Москино, показали фильм «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида. В 2019 году картина получила «Золотого медведя», наивысшую награду Берлинского кинофестиваля, и приз ФИПРЕССИ (Международной Федерации кинопрессы)
Кинокритики на Rotten Tomatoes тепло приняли работу Лапида, поставив 88% свежести. А вот зрители разочаровались -33%. На IMdB у фильма - 6,4 , а КиноПоиск выдаёт 6,2. В целом фильм встречен преимущественно положительно.
После просмотра остаёшься в некотором замешательстве: фильм заставляет одновременно и плеваться, но местами и задуматься.
Двадцатилетний Йоав покидает родной Израиль и приезжает в Париж. Он пытается оставить позади дом, родных, культуру, разорвать все узы и стать настоящим парижанином. Парень знакомится с одной французской парочкой, которая пытается помочь ему в этом деле.
Добавляем сюда артхаус и довольно-таки симпатичный каст, и фильм обещает быть интересным. Но что-то идёт не совсем по плану. А что именно - обо всем по порядку.
Израильтяне показаны как сумасшедшие, немного помешанные на своих обычаях, злобные, бессердечные и жестокие люди. Французская девушка слишком раскованная, порой ведёт себя, как дама с низкой социальной ответственностью. Если художник - по-любому сексуально озабоченный извращенец. Французский парень - меланхоличный папенькин сынок. Если бы в фильме был русский персонаж, то он наверняка был бы хмурым и суровым. В одной руке балалайка, а в другой - водка. И медведь был бы где-нибудь неподалёку.
Фильм снят в 2019 году - пора бы отходить уже от стереотипов.
Мы все понимаем - артхаус, поэтому не стоит удивляться гениталиям в кадре. Но все же обнаженки было много. Причём зачастую она никак не влияла на сюжет.
В жанрах значатся как драма, так и комедия. Но второго совсем нет. Единственное, что может вызвать улыбку - нелепые действия персонажей.
Среди других косяков фильма можно отметить пустые диалоги и абсурдные поступки героев, но чтобы не сильно спойлерить, не будем углубляться в эти аспекты.
Тема эмиграции во Франции весьма болезненна, поэтому неудивительно, что на экране её обозначили. Фильм умудряется сочетать серьёзные размышления с какой-то карикатурой. Некоторые события, слова и поступки настолько нелепы, что хочется лишь посмеяться, правда сквозь слезы. А другие - заставляют сильно задуматься.
Пара отдает новый телефон, одежду , пачку денег совершенно неизвестному человеку, приехавшему из другой страны. А затем ещё и женит для получения гражданства. Народ терпит порой неадекватные выходки эмигрантов, которые, естественно, забывают поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Но все рассуждения на эту тему поверхностны, на уровне кухонной дискуссии о политике. И это огорчает.
Несмотря на желание главного героя изменить жизнь и отказаться от прошлой культуры, в его действиях и словах мы видим крохотные детали, указывающие на невозможность этого. Сложно отречься от прежних убеждений и взглядов, которые были с тобой на протяжении долгих лет. СПОЙЛЕР! Главный герой не справился с этой задачей. Новые порядки оказались непосильны ему для принятия, и он возвращается к старым.
Как итог, «Синонимы» - долгая (фильм идёт 2 часа), скучноватая фантасмагория с заходом на философию о нелёгкой жизни эмигрантов. Фильм на любителя. Может заставить задуматься. Понравится далеко не всем.