«Чернобыль»: Долг перед собой, семьей и городом

Авария на Чернобыльской АЭС ставит под угрозу мечту Алексея и жизни всех тех, кто ему дорог. Взрыв реактора грозит смертью не только тысячам людей, оказавшимся в зоне радиационного поражения: возможен второй взрыв, катастрофические последствия которого могут быть несоизмеримо больше. Алексей отправляется тушить пожар, а затем погружается под ядерный реактор, чтобы выпустить воду из резервуара и тем самым предотвратить еще один мощный взрыв.

07 мая
21:25

Авария на Чернобыльской АЭС ставит под угрозу мечту Алексея и жизни всех тех, кто ему дорог. Взрыв реактора грозит смертью не только тысячам людей, оказавшимся в зоне радиационного поражения: возможен второй взрыв, катастрофические последствия которого могут быть несоизмеримо больше. Алексей отправляется тушить пожар, а затем погружается под ядерный реактор, чтобы выпустить воду из резервуара и тем самым предотвратить еще один мощный взрыв.

Вышел в широкий прокат фильм «Чернобыль» от режиссера Данилы Козловского. В главных ролях: Данила Козловский, Филипп Авдеев, Оксана Акиньшина и Равшана Куркова. Первоначально фильм планировалось назвать «Опасная вода». В проекте принял участие Александр Роднянский, продюсер таких известных не только в России, но и за рубежом фильмов, как «Нелюбовь» и «Левиафан» Андрея Звягинцева, а также «Дылда» Кантемира Балагова. Фильм вошёл в список 14 кинопроектов, которые получили финансовую поддержку Фонда Кино. При создании фильма режиссер Данила Козловский руководствовался книгой Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», которая в свое время сильно его потрясла.

Сюжет фильма рассказывает про апрель 1986 года. Пожарный, капитан Алексей Карпушин встречает в городе Припяти свою любимую Ольгу Савостину, которую он оставил десять лет назад. У Ольги есть сын Алёша, Карпушин подозревает, что это его сын. Он добивается перевода и готовится уехать из Припяти. Ночью Алёша с друзьями отправляются на велосипедах к АЭС и становятся свидетелями взрыва реактора. Алёша снимает происходящее на камеру и получает дозу облучения. Не протрезвевший Карпушин, испугавшись падающих с неба птиц, пускает машину под откос. Он видит колонну пожарных машин и напрашивается к одному из экипажей. На пожарище он находит свою бывшую дружину, прибывшую туда первой: их отправили на крышу, где горит битум. Товарищи находятся в тяжёлом состоянии, их рвёт, кожа обожжена от излучения. Карпушин выводит двух друзей к прибывшим каретам скорой помощи. Его тоже увозят в больницу, но он отделывается небольшой дозой облучения. Карпушина привлекают к работе комиссии, выводы неутешительны: под аварийным блоком находится резервуар наполненный водой, если раскалённое топливо провалится туда, радиоактивные выбросы могут накрыть не только Киев, но и Москву. Принимается решение послать туда группу инженеров с целью запустить автоматику и откачать воду или, в крайнем случае, вручную открыть задвижку. Высокопоставленный чиновник рассказывает, что для участников операции будут зарезервированы места на самолёте, улетающем в Швейцарию, где героев ждут в специализированной клинике по лечению последствий облучения. Карпушин, работавший в пожарном надзоре, прекрасно знает станцию с момента её строительства и подсказывает скрытый проход к цели, но сам идти отказывается. Приехав к Ольге он обнаруживает, что Алёша тяжело заболел. Всех жителей эвакуируют на автобусах, в дороге Алёше становится всё хуже. Карпушин выходит из автобуса и спешит обратно. Он договаривается с чиновником, чтобы вместо него в Швейцарию отправили Алёшу. Три человека: Карпушин, инженер Валера и полковник Борис спускаются в затопленный подвал энергоблока. Им удаётся дотянуть провод и в последнюю минуту перед пуском напряжения запитать щит управления. Однако автоматическая откачка не работает. Борис увидев свет, пробивается через пожар и попадает в зал с раскалённым топливом, получив смертельную дозу облучения. Алёшу отправляют в Швейцарию. Карпушин и Валера идут во второй раз и открывают заслонку, вода вытекает из резервуара, задание выполнено. Запаниковавший Валера обрывает трос, Карпушин возвращается за ним. Ольга отправляется в госпиталь, где врач-радиолог рассказывает, что Карпушина вытащили спасатели, после того, как вода ушла. Его состояние настолько тяжело, что врачи не решаются на его перевозку, он сам является источником облучения. Ольга спешит в бокс, где находит чудовищно изуродованного, обгоревшего Карпушина. Через три месяца Алёша возвращается в Киев после лечения в Швейцарии, встречает его Ольга, одна.

«Нам очень повезло, что у нас была возможность снимать на реальном объекте с его уникальной энергетикой. Если бы мы построили "выгородку", задекорированную под стены АЭС, то это было бы совсем не то же самое. Тот масштаб и та свобода, которые дает реальный объект, не сравнятся ни с чем», — прокомментировала оператор-постановщик Ксения Середа.

Первая половина фильма довольно затянута, действие очень бытовое и развивается неспешно. Много крупных планов, пауз, кадров с солнечными бликами. Одним словом, неторопливое погружение в обычную жизнь накануне катастрофы. Отлично передана эпоха советского союза середины 80г годов. Дворы, люди, одежда, автомобили, музыка. Первая треть картины явно получилась самой живой и настоящей. Созданию атмосферы уюта и интимности способствовала ещё и съёмка на ручную камеру. Ей заведовала Ксения Середа, снимавшая «Звоните ДиКаприо!», «Дылду» и «Кислоту». Да и если говорить о фильме в целом, к операторской работе в нём не придраться — она на высоте.

Съемки фильма проходили в Будапеште, Москве и в недействующем энергоблоке Курской атомной станции. Режиссеру Даниле Козловскому удалось убедить руководство «Росатома» допустить его команду до съемок на локациях, на которые прежде посторонних не допускали.

«Для меня главное, чтобы люди не пришли на наш фильм просто посмотреть на масштаб или уникальные съемки подводных сцен, а испытали сильное эмоциональное переживание», — высказался российский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Данила Козловский.

По факту получилось, что фильм больше драма, где главный герой обычный советский пожарный, далеко неидеальный. Но череда событий заставляет его поменять приоритеты. Фильм довольно грамотно манипулирует зрителем в плане эмоций, но кажется, что можно было бы не низводить одну из самых символичных и даже почти мистических трагедий до банального героического самопожертвования.

Картина определенно заслуживает просмотра. В любом случае, сделать вывод о фильме Козловского можно лишь после похода в кино. Поднимаемая тема заслуживает и обсуждения, и внимания. И это, пожалуй, единственный неоспоримый факт. Картина в широкий прокат вышла 15 апреля 2021 года. Можно посмотреть в кинотеатрах Москвы и Московской области.



Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
11 июня
19:40
Лучшему психу из Голливуда исполнилось 35
10 июня
20:15
Новое «Заклятие» открыло сезон летних ужастиков 18+: Каким получился триквел
09 июня
20:15
«Красный призрак»: Когда исчезает надежда – появляется он