Мы продолжаем выпускать статьи на тему истории кино, и на этот раз это – 1910-е.
Зрители негодуют. Эксперты пишут о примитивности картин. Это оказывает сильное воздействие на кинематографистов, у которых после этих слов возникают новые любопытные идеи. Создание фильмов становится более трудоемким и интересным, да и работы получаются художественнее и глубже. Это связано с тем, что в данное десятилетие появляется большое количество технических новинок. Возникают объемные декорации, фундусная система, а на экране зрители видят разнообразные ракурсы, панорамы и комбинированные съемки. Это приводит к тому, что уже в 1911 г. кино официально признают искусством.
Помимо этого, рождается кукольная анимация, основоположником которой выступил отечественный мультипликатор Владислав Старевич. Изначально он был лишь фотографом-любителем с большой мечтой: зафиксировать на аппарат головастиков. Однако из-за того, что они слишком быстрые, сделать этого мужчина не смог и смастерил в качестве замены кукол. Первым и дебютным мультфильмом сделался «Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей» (1912 г.) про удивительных насекомых. Это был успех Старевича как режиссера, художника и оператора. Данный проект стал самым популярным в творчестве автора. Интересно, что многие зрители думали, что перед ними и впрямь настоящие дрессированные жуки.
В это же время появляются первые полнометражные фильмы и сериалы в России.
«Оборона Севастополя» (1911 г.) – докудрама о боевых действиях, происходивших в 1854-1855 гг. Любопытно, что игровые эпизоды отлично совместились с документальными кадрами: кинематографисты запечатлели реальных участников той войны.
«Сонька – Золотая ручка» (1914 – 1915 гг.) – самый популярный дореволюционный сериал. Вообще, стоит отметить, что жанр рассказа с продолжениями зародился еще на страницах периодической печати и быстро переместился на экраны кинозалов. А сегодня он господствует на телевидении.
В США и Франции полнометражные фильмы и сериалы возникли чуть раньше: длинные картины делили на части, чтобы у кинотеатров увеличивалась прибыль от бОльшего числа показов. Затем их перестали дробить и начали снимать сериалы отдельно от полного метра. И самым любимым сюжетом, состоящим из нескольких эпизодов, у зрителей стал «Фантомас» Луи Фейада (1913 – 1914 гг.).
Что касается знаковых имен кино, то в Америке активно работает Дэвид Уорк Гриффит. Как уроженца юга, режиссера очень волнует тема нетерпимости, рассуждения о которой он вкладывает в каждый свой фильм. Самые известные работы Гриффита:
«Рождение нации» (1915 г.) – первая полнометражная работа режиссера. Кино о Ку-клукс-клане. Имело огромный успех, однако из-за него Гриффит был обвинен в расизме.
«Нетерпимость» (1916 г.) – четыре новеллы о разных веках, объединенные общей темой. Эта картина определила развитие кинематографа на ¼ века.
Интересно, что именно Гриффита принято считать основоположником монтажа. Но в связи с относительной изоляцией России мир просто не знал, что параллельно с ним развивался не менее талантливый Евгений Бауэр. Он явился родоначальником монтажно-изобразительного направления в нашем государстве. Будучи художником, он считал, что главнее в кино – это изображение. Поэтому Бауэр разработал динамическую композицию кадра, глубинную мизансцену, а также различные приемы монтажа и световые решения. Один из самых известных фильмов – «Жизнь за жизнь» (1916 г.) о грандиозных сложностях в любви.
Вторым же направлением, также отлично развитым в России, стал психологический кинематограф, ярким представителем которого был Яков Протазанов. Его точка зрения была противоположна: главной задачей режиссер видел передать состояние героев и ясно изложить содержание. Лучшей экранизацией дореволюционного синематографа принято считать «Пиковую даму» (1916 г.) по одноименной повести Пушкина. Однако в ней Протазанов хорошо сумел передать дух начала 20 века.
Как видно, Первая мировая война не оказала негативное влияние на процесс фильмопроизводства. Напротив, начались эксперименты с формой. Другое дело – революция в России. Открылись табуированные темы, и теперь каждый второй фильм снимался про эротику и удовлетворение через нее своих потребностей. Например, у того же Протазанова появляется лента «Отец Сергий» о священнике, подавшемся соблазнам. Многие звезды не принимают революцию и уезжают работать в Европу и Америку. Скажем, так поступил знаменитый актер Иван Мозжухин, который, собственно, и сыграл главную роль в только что упомянутом фильме. За границей люди видят привычный им кинематограф, в то время как в нашем государстве с приходом к власти большевиков он снова меняется. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
А другие статьи на тему истории кино ищите в журнале «Синематограф».