“Пищеблок”: Российская версия “Очень странных дел” или самостоятельная история о переосмыслении советской эстетики

“Пищеблок”: Российская версия “Очень странных дел” или самостоятельная история о переосмыслении советской эстетики

Летом 80-го года, когда вся страна следит за Олимпийскими играми, советские школьники, в числе которых Валерка Лагунов (Петр Натаров), в сопровождении вожатых отправляются в “Буревестник”. Однако этот лагерь оказывается не таким простым, как могло показаться. Ночью дети куда-то пропадают, а по возвращении не кажутся прежними. Валерка пытается раскрыть тайну лагеря.

30 июня
18:30

Источник: youtube.com
Автор:

Премьера первого российского мистического сериала о пионерском лагере на платформе онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD состоялась еще 19 мая. Выход последнего, восьмого эпизода запланирован на 1 июля 2021 года. “Пищеблок” снят по одноименному роману Алексея Иванова. За экранизацию истории взялись режиссер Святослав Подгаевский, сценарист Александр Талал и продюсер Александр Цекало. 

О сюжете "Пищеблока"

Летом 80-го года, когда вся страна следит за Олимпиадой (той самой, в завершении которой почти каждый советский человек со слезами на глазах прощался с с главным символом игр - Мишкой), советские школьники, в числе которых Валерка Лагунов (Петр Натаров), в сопровождении вожатых отправляются в “Буревестник”. Однако этот лагерь оказывается не таким простым, как могло показаться. Ночью некоторые дети исчезают, а по возвращении оказываются очень странными, другими. Валерка пытается раскрыть тайну внезапного повиновения других ребят одному - Леве Хлопову, роль которого исполнил Федор Федосеев. Изменения в поведении окружающих, непонятные призывы к объединению - все это пугает главного героя, но не заставляет останавливаться на пути к правде. Еще в сериале важную роль играет вожатый - Игорь Корзухин (Даниил Вершинин). Этот герой так же, как и Валерка, видит минусы в распорядке лагерной жизни, но его взгляд на ситуацию оказывается затуманен влюбленностью в вожатую Веронику, роль которой исполнена Ангелиной Стречиной. 

Почему для повествования выбрано именно советское время

Книга Алексея Иванова была написана еще в 2017 году, а опубликована в 2018. Сам писатель в интервью с Ириной Шихман* для ютуб-канала “А поговорить?” признался, что выбрал именно пионерский лагерь как место для развития событий с целью ответить “раздражителям эпохи”. Алексей Иванов делит писателей на две категории: “ВПЗ” (великие писатели земли Русской)- те, кто пишет о страданиях русского народа и его величии, а также о корысти власть имущих; другие писатели - буржуазные, к ним относит себя и сам автор “Пищеблока”, дают свои ответы на те или иные мнения современников. В момент написания книги, в 2017 году , по словам Алексея Иванова, многие люди стали задумываться о плюсах жизни в СССР. “Пищеблок” стал своеобразным ответом на “раздражителя” - тему возвращения советского времени. 

Сравнения с “Очень странными делами”

В том же интервью для ютуб-канала "А поговорить?" писатель был вынужден ответить на вопрос о схожести сюжета его романа и сериала, вышедшего на Netflix  в 2016 году, “Очень странные дела”. Алексей Иванов говорит о приверженности американского шоу формату метамодернизма: “...берется сюжет, как будто его снял молодой Спилберг или молодой Лукас в начале 80-х годов, и этот же сюжет обыгрывается уже новыми технологиями…”.

Писатель соглашается, что сделал примерно то же: в классическую пионерскую повесть он добавил вампиров. Сюжет, в котором дети вынуждены расследовать мистические события, дает возможность сравнивать американский сериал с “Пищеблоком”. В “Очень странных делах” рассказывается о группе подростков, которые ищут объяснения загадочным происшествиям в своем городе. Пожалуй, главное, после сюжета, что наводит на мысль о схожести - это атрибутика времени. В “Очень странных делах” - это прически героев, их гардероб, дизайн интерьеров, увлечение настольными играми и комиксами. Примерно то же можно увидеть и в “Пищеблоке”- пионерские галстуки, пилотки, советские кеды, спортивные занятия, культурные мероприятия, важность мнения коллектива и многое другое.

Получается, что сравнение этих сериалов не совсем уместно. Безусловно, подход к съемкам схож, сюжет тоже, но интерес зрителя к детективным историям, к противопоставлению героя и мистической силы уже понятен и привычен. В жанре хоррор появляется возможность столкнуть персонажа со страхом смерти и просто страхом, а эти эмоции и чувства свойственны каждому человеку, соответственно, всегда актуальны.

“Пищеблок” - это переосмысление советской эстетики: знамена, пионерские галстуки, страшилки. К самым ярким примерам героев страшных историй можно отнести ожившую статую горнистки, черную руку и гигантского паука, когда-то утащившего вожатую. Вся пионерская символика в основном выражена ярким красным цветом, именно он указывает на кровь, которая объединяет интересы некоторых обитателей “Буревестника”. 

*Лицо, признанное иноагентом на территории РФ.








Автор: Ксения Кожемяченко



Автор:
Читайте также
26 апреля
11:40
Пацанская антиромантика: на ММКФ показали казахско-киргизский блокбастер «Приговор»
26 апреля
09:00
«Мне не жаль, что я убил человека»: на ММКФ показали турецкий фильм «Меж псом и волком»
26 апреля
08:30
«Мосфильму» — 100! В Москве прошла лекция, посвященная юбилею легендарной киностудии