«Случайность и догадка»: Три новеллы про сложность бытия и одиночество

«Случайность и догадка»: Три новеллы про сложность бытия и одиночество

В прокат вышла мелодрама японского режиссера Рюсукэ Хамагути, получившая в 2021 году Гран-при Берлинского кинофестиваля. Она состоит из трех новелл: о еле ощутимом любовном треугольнике, эротической силе слова и случайном свидании. Кинообозреватель Первого Онлайн рассказывает, почему на этот фильм стоит обратить внимание — в особенности если вам сейчас не хватает душевной теплоты.

23 сентября
10:00

Источник:

23 сентября вышла в широкий прокат мелодрама «Случайность и догадка» от японского режиссера и сценариста Рюсукэ Хамагути. Рюсукэ Хамагути не только выступил режиссером, но и написал оригинальный сценарий. Продюсером выступил Сатоси Такада, прежде сотрудничавший с Хамагути при работе над фильмом «Счастливый час». Актерский состав фильма: Котонэ Фурукава, Киехико Сибукава, Кацуки Мори, Фусако Урабэ, Аоба Кавай, Аюму Накадзима, Хюнри, Сема Кай.

Режиссер рассказывает не истории конкретных героев, а скорее разворачивает панораму современных фобий, фрустраций, травм и болезненных отношений. Чтобы ускользнуть от естественного хода историй и повернуть их в нравоучительное русло, режиссер раскручивает колесо фортуны, спицы случайностей в котором то и дело ломаются. Азиатская медлительность, бытовая сложность бытия, социальная неуклюжесть и одиночество связывают всех главных героев трех историй.

Первая новелла называется «Волшебство». Ее две молодые героини работают в модельном бизнесе и возвращаются после съемки в город на такси, болтая по дороге. Выясняется, что одна из них влюбилась. Вторая же, как мы узнаем чуть позже, отлично знакома с объектом привязанности своей подруги и даже жила с ним вместе. Почти невидимый, начертанный в воздухе и грозящийся вот-вот растаять любовный треугольник полностью зависит от того, что его участники согласятся забыть, на что — закрыть глаза, где им хватит великодушия, а где — нет. Упомянутое в заголовке волшебство Хамагути сводит к вариативности интриги, дающей свободу не только персонажам, но и зрителям.

Второй сюжет — «С открытой настежь дверью» — посвящен теме домогательств. Его главный герой, строгий университетский профессор и писатель, запрещает закрывать дверь в свой кабинет, чтобы избежать любых домыслов. Из-за этого студенты становятся невольными свидетелями унижения товарища, на коленях умоляющего его не отчислять, и попытки другой студентки соблазнить преподавателя. Два этих события связаны. Однако Хамагути решительно отворачивается от публицистики, никого не осуждая и не оправдывая, а вместо этого ставя в центр действия эротическую силу слова. В фильме нет ни одной откровенной сцены, но, цитируя удостоенную престижной премии повесть профессора, героиня вгонит в краску многих зрителей. Суггестивная природа фильма основана на виртуозных диалогах, а еще чаще — на умолчаниях.

Третья новелла называется совсем просто — «Еще раз». Ее развязка настолько неожиданна и элегантна, что хочется избежать спойлеров. Разве что описать самое начало истории: молодая женщина возвращается из столицы в родной городок в надежде увидеть на встрече выпускников свою школьную любовь, но сталкивается с ней не там, а на вокзале, когда возвращается обратно. Последствия случайного свидания оказываются непредсказуемыми, и опять же, хотя ничего, кроме разговоров, в этой части фильма нет, за полчаса вместе с героиней публика проживет целую жизнь, наполненную меланхолией, сожалениями о несбывшемся и надеждой на невозможное.

Снятый с применением крайне ограниченного арсенала выразительных средств фильм кажется сборником умеренно смешных анекдотов. Но незамысловатые вроде бы зарисовки из жизни простых людей получают изысканную и в то же время простую структуру благодаря метаконцепту — идее случая, совпадения, судьбоносной ошибки, которая и служит тут двигателем сюжета. Прежде, чем приступить к съемкам, Хамагути репетировал с актерами в течение нескольких месяцев, прорабатывая каждую сцену. Как утверждает кинематографист, несмотря на обилие продолжительных диалогов, снятых одним планом, звезды работали строго по сценарию, а импровизация сведена к минимуму. Изначально планировалось включить в альманах семь короткометражных зарисовок по 40 минут. В итоге было решено ограничиться тремя актами, не связанными между собой ни сюжетом, ни персонажами.

Съемки ленты «Случайность и догадка» начались в 2019 году. Создание первых двух новелл завершилось еще до наступления пандемии COVID-19, после чего Хамагути переключился на производство «Сядь за руль моей машины». Однако в марте 2020 года, столкнувшись с карантинными ограничениями в Пусане, режиссер вернулся к предыдущему проекту, сняв заключительную новеллу с учетом новых мер безопасности.

Продолжительность фильма составляет 2 часа 1 минуту. Сюжет рассчитан на аудиторию 18+. Мировая премьера киноленты состоялась на Берлинале 4 марта 2021 года. Фильм получил приз большого жюри «Серебряный медведь». Премьера в России состоялась 23 сентября 2021 года.

Показ проходит на японском языке с русскими субтитрами.



Читайте также
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном
15 апреля
19:55
«Папины дочки. Новые» возвращаются!
12 апреля
11:00
Космос в кино: вспоминаем лучшие фильмы о путешествиях к звездам