«Герда»: Что думают звездные гости о сюжете фильма

«Герда»: Что думают звездные гости о сюжете фильма

Двухчасовой трип по серым будням и неоновым ночам студентки соцфака, подрабатывающей в стрип-клубе. Меланхоличный обзор обшарпанных блочных кварталов наверняка отзовется в сердце забаррикадировавшегося в своей малометражке думера. Алкоголь и семейное насилие, социальная безысходность, тягостное нищебродство, бытовая психиатрия, повсеместное лицемерие и цинизм, вгоняющий в сон кладбищенский ландшафт — драматургический рацион «Герды» точно не назовешь диетическим — фильм мечется между экзотизацией и эксплуатацией. Эти моменты и есть настоящая магия. Фильм невероятно точно попадет в реальность и фактически сливается с ней. Это завораживает гораздо сильнее, чем медитативные кружения у шеста или поиски себя на метафорическом речном дне и трогательная притча о том, что, если нет света в твоей жизни, ты можешь сам превратиться в свет — и стать ангелом.

23 октября
15:00

В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась московская премьера картины «Герда» от режиссёра и сценариста Натальи Кудряшовой. Наталья снимала картину вместе со своим супругом – оператором Василием Григолюнасом. Продюсерами фильма выступили Дмитрий Давиденко, Рафаел Минасбекян, Вадим Верещагин и многие другие. Фильм — это вторая полнометражная режиссёрская работа Натальи Кудряшовой и кинодебют для исполнительницы главной роли Анастасии Красовской — модели из Минска. В главных ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов, Дариус Гумаускас, Юлия Марченко и многие другие. Фильм примечателен еще и тем, что главную роль в нем сыграла непрофессиональная актриса, дебютантка Анастасия Красовская, которая в итоге получила один из самых престижных призов в мире – «Золотого леопарда» за лучшую женскую роль на кинофестивале в Локарно. Также в Локарно картина «Герда» удостоилась приза молодого жюри (параллельного жюри). Также ГЕРДА вошла в основной конкурс российского фестиваля «Кинотавр» и получила там специальный диплом жюри с формулировкой «За вдохновение и нежность безумия».

Гостями премьеры стали актриса Ксения Суркова, режиссер Оксана Карас и оператор Сергей Мачильский, режиссер Филипп Юрьев, актриса Ольга Ломоносова, актер Арсений Робак, режиссер Игорь Поплаухин, актриса Софья Донианц.

«История про меня, про каждую девчонку, которая не теряет свет, которая распустит крылья, несмотря ни на что. Контраст эротичности и скромности через камеру и трогательности и стержня от актерской игры Насти. Конечно, у Наташи фиг плохо сыграешь, школа Васильева — оплот таланта и глубины. А Кудряшовой горжусь и люблю. Она тихо и незаметно попала в мои болевые точки и надеюсь, и в Ваши. Идем все в кино, а после в стрипклуб на пилон и отпускаем себя», — подчеркнула актриса Софья Донианц.

«Наша задача в фильме — оставить в городе для главной героини воздух и надежду, чтобы картинка не была социальной, а получилось в первую очередь красивое кино. Мне было важно подняться над этим провинциальным нарративом. «Герда» основана на личном опыте, давних наблюдениях Натальи за жизнью в родном Нижнем Новгороде и знакомстве с ночной и секс-работой в провинции. На сомнения в том, что главная героиня и ее история — большое преувеличение, Анастасия и Наталья хором пересказывают, что увидели в обычных ярославских квартирах и тульском стрип-клубе. Столичные реновации — только иллюзии, в основном в России почти ничего не поменялось, а большинство людей выживают, а не живут. Хочется донести, что стоит отъехать на 100 километров от Москвы — и увидишь совершенно другую жизнь», — рассказала режиссер Наталья Кудряшова.

Картину представили режиссер Наталья Кудряшова, исполнительница главной роли Анастасия Красовская, актриса Юлия Марченко, актриса Серафима Красникова, продюсеры Дмитрий Давиденко и Роман Столярский, оператор Василий Григолюнас, художник по костюмам Екатерина Павелко и съемочная группа фильма.

«Слово «картина» употребить здесь на мой взгляд гораздо уместнее, чем «фильм». Режиссер развернула личную, хрупкую, откровенную картину мира, а оператор завораживающими кадрами картину эту проявил. Я очень счастлива, что стала частью. Колоссальный опыт и большая любовь», — выделила актриса театра и кино Серафима Красникова.

«Авторское кино — это всегда для меня что-то очень интересное и это кино в котором нужно думать. И за это отдельное большое спасибо. После просмотра вышла с мыслями о том, что очень интересно, но ничего не понятно. Только поверхностно. А потом мысли и мозг все время возвращались обратно к просмотренному. Как наше окружение формирует нашу жизнь. О том, как маленький ещё человечек ведёт себя в жестком мире. И я думаю, что в фильме все было специально гиперболизировано. Но с другой стороны я поняла, что обычному человеку (не из кино профессии) будет очень тяжко воспринимать и понимать этот фильм. Я сталкиваюсь с этим уже второй раз. Люди сейчас, как мне кажется, по большей части ходят в кино для отдыха и развлечения. Они хотят прямо и в лоб. И возможно от этого кто-то и не понимает смысла фильмов. Особенно тех, которые длятся более 2 часов», — поделилась мнением актриса театра и кино, заместитель главного редактора журнала «Bonjour» Александра Климова.

«Когда родители не хотят быть взрослыми, которые принимают решения и берут ответственность, их удочеряет дочь, не по-детски взрослея. Это глубокая драма, показанная красиво, эстетично и даже возвышенно. Это большая редкость в современном русском искусстве. Я рекомендую к ознакомлению, к просмотру фильма», — сказала актриса театра и кино Юлия Елхимова.

Сюжет рассказывает про Леру, которая живет в провинциальном городе: серый снег, серые панельки. Ночами она танцует стриптиз — красный неон, золотые блестки,— утром сидит на лекциях на соцфаке. Днем ходит по серым панелькам с соцопросом, но опросники все равно приходится заполнять самой, потому что серые граждане тупо смотрят мимо Леры и, кажется, не понимают, о чем она спрашивает. Лера и сама немножко снулая, замороженная, как в коконе. Ей нужно ухаживать за мамой-лунатичкой и как-то разруливать отношения с отцом, который давно ушел из семьи, но как выпьет — возвращается и начинает скандалить. Еще у Леры есть друг, он художник, но работает могильщиком. Еще у Леры есть сны яркие.

Сама тема стриптиза, кстати говоря, тоже не взята с потолка — работа на сцене идеально вписывается во вселенную фильма, в котором все герои будто бы зависли между двумя мирами. Бытность танцовщицы очень наглядно разделяется на гнетущее закулисье и яркий, освобождающий выход на публику, где героиня из пришибленной студентки мгновенно превращается в порхающее божество со сказочным именем. Этот вроде бы предсказуемый обнажающий опыт переходит в пространство метафизики благодаря тому, что в момент танца тело героини одновременно принадлежит всем сразу и только ей самой («трогать нельзя»). На этой разделительной полосе, между внутренним и внешним, как раз и держится дихотомия фильма, который не стесняется уже в самом начале (эпизод на лекции) напрямую процитировать учение Платона о душе и земной оболочке человека. Мол, в нас изначально заложено знание о мире до земного опыта как припоминание чего‑то прекрасного. Именно этот чудесный мир не дает покоя главным героям, застрявшим между сном и явью.

Своеобразное и на первый взгляд крайне неприглядное кино. Но если присмотреться ко вселенной, тщательно выстроенной Натальей Кудряшовой, и к сложносочиненному миру Леры / Герды, перед нами открывается насыщенное путешествие по волнам метафизики, от которого невозможно оторваться на протяжении всего хронометража. Молодой режиссер не оставляет камня на камне от русской безнравственности и жажды материального, противопоставляя этому вещи более высокого порядка — путь духовных поисков и жажду ответов на сокровенные вопросы, волнующие человечество не одну тысячу лет. Знакомясь с разношерстными персонажами соцопроса Леры, зритель может на несколько мгновений перенестись в мир российской безысходности середины 2000-х. Нетрудно допустить, что за следующей дверью квартиры в очередном подъезде, что обходит девушка добрую половину хронометража, может оказаться и молодой парень Антон из вселенной «Кремня» Алексея Мизгирева, недавно отгулявший дембель, и молчаливый карманник Леха из мира «Шультеса» Бакура Бакурадзе, и, конечно, блистательная Яна Троянова с бутылкой водки в руке — точь-в-точь как в «Волчке» Сигарева.

Производство картины длилось в течение трех лет. Съемки велись на территории Ярославля, Тверской области и Тулы, которые и стали основными локациями для провинциального городка, где живет Лера. Для того чтобы сыграть в кадре танцовщицу эротического жанра, Красовской пришлось учиться стриптизу с тренером из Минска. Благодаря усердным занятиям на протяжении двух месяцев Анастасия смогла выполнять все трюки сама, не прибегая к помощи дублеров. Работа над фильмом «Герда» была осуществлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В российский прокат картина вышла 14 октября 2021 года, дистрибьютор – кинопрокатная компания «Белые ночи».



Читайте также
02 февраля
00:20
Погружение в культуру восточного мира, гнев в каждом герое и побеждающая любовь
01 февраля
23:50
Шенгелия испортит ваш «настоящий день»
01 февраля
02:20
Автопортрет и «Оскар» в кармане