«Уличное освещение»: Искреннее кино об особенных людях и их восприятии в обществе

«Уличное освещение»: Искреннее кино об особенных людях и их восприятии в обществе

Дебют Владислава Иконникова и обычная жизнь человека с особенностями развития в короткометражке, которая меняет мнение о не таких, как все.

03 февраля
20:25

Источник: Kino-teatr.ru

Не такие, как все, другие, не соответствующие нормам общества люди. Можно найти множество синонимов, которыми социум описывает человека с особенностями развития. Дополнительная хромосома у актера Григория Данишевского не помешала ему сыграть главную роль в короткометражке «Уличное освещение». Совместно с Первым студенческим агентством я отправилась на премьеру фильма в кинотеатр Москино «Космос», а после приняла участие в паблик-токе, в течение которого эксперты развеивали мифы о так называемых «солнечных людях» и отвечали на вопросы зала. Итак, посмотрим, что из этого вышло.

Режиссёр и автор сценария Владислав Иконников рассказывает, что карантин в 2020 году натолкнул его на размышления о свете и уличном освещении городов. Постоянно находясь дома, он смотрел, как каждый день включались и выключались фонари на улицах. Так, ему стало интересно, есть ли человек, отвечающий за регулирование освещения. Впоследствии наблюдения и размышления Владислава заложили основу будущего фильма.

В «Уличном освещении» свет будто олицетворяет попутчика, сопровождающего героя Митрофана в течение всего дня. Речь не только о фонарях, раскрашивающих темное время суток в искусственно белый резкий и тепло-оранжевый цвета. В этом фильме свет становится видной деталью в большинстве эпизодов; люстры в домах, за которыми с улицы наблюдает Митрофан, фонари на станции энергоснабжения, где герой отвечает за включение системы освещения, лампы и исходящие от них «мигающие» лучи - все перечисленное позволяет создать атмосферу тепла и уюта в фильме и даже, мне кажется, отображает ауру, позволяет увидеть душу главного героя.

Митрофан нескучно проводит время на работе в период между включением и выключением фонарей. Он находит интересные занятия, например, пританцовывает под музыку, а свет от ламп в то же время будто так же пускается в пляс, лампы перемигиваются, тускнеют и снова становятся ярче. Такое необычное режиссёрское решение формирует настроение картины, а после просмотра хочется расспросить создателей, верны ли мои рассуждения о роли света.

1643842228_fotostatya6jpg.jpg

Выше я говорила о том, что свет отражает душу главного героя. Действительно, Митрофан – чуткий и приятный парень, он добр к людям вокруг, к псу Пепси. Герой искренне любит свою работу и каждый день проводит по расписанию, придерживаясь определенной рутине: начиная с зарядки, продолжая поездкой на трамвае, встречей с Пепси, торжественным включением автомата в диспетчерской и завершая свой день сном с мыслями о выполненных рабочих обязанностях.

Позитивные эмоции и хорошее настроение, которое Григорий Данишевский привнес в картину, не являются обычным или единственно возможным настроением людей с синдромом Дауна, как думает часть современного общества. Во время дискуссии после фильма эксперты обсуждали мифы о жизни и природе поведения людей с особенностями, которым современное общество часто верит. Мнение о так называемых «солнечных людях», которое гласит, что люди с синдромом Дауна постоянно веселые, жизнелюбивые и довольные, является ложным. «Уличное освещение» развенчало этот миф. В фильме герой Данишевского испытывает разные эмоции: он и радуется, направляясь на работу, проводя время в диспетчерской, так и сильно грустит, узнав о лжи и поняв, что его работа бессмысленна, а механизм уличного освещения давно автоматизирован.

1643842312_fotostatya7jpg.jpg

Говоря про паблик-ток с экспертами, я не понимаю одного. Дискуссия о проблеме восприятия и интеграции людей с особенностями развития в общество проходила без участия таких людей. Григорий Данишевский наблюдал за обсуждением из зала, то есть по сути дискуссия происходила в формате монолога одной стороны. Из-за этого существенного недочета паблик-ток отчасти потерял смысл.

«Уличное освещение» обращает внимание на проблему восприятия людей с особенностями развития и их принятия в обществе. Съемочная группа не просто обозначает проблему, но и показывает, как изменить отношение к людям с синдромом Дауна или с любыми другими особенностями развития. В одном эпизоде зритель погружается в воспоминания детства главного героя. Отец воспитывает Митрофана, как и всех обычных детей, он вместе с сыном читает и считает. Папа не смотрит на своего ребёнка, как на аномалию.

Фильм подсвечивает мысль о том, не стоит воспринимать людей с особенностями как существ, стоящих чуть ниже по уровню развития. Не надо обращаться с таким человеком, как с ребёнком, не воспринимать всерьёз. Очень хорошо эта мысль отражена в эпизоде, где герой Александра Робака признаётся - сначала сомневался в том, что Митрофан справится с обязанностями в диспетчерской. Эта сцена показывает, как может меняться восприятие человека, если отбросить шаблоны, навешанные ярлыки и узнать конкретную личность поближе.

1643840001_ulosv5jpg.jpg


Читайте также
24 апреля
19:05
«Выжить в Мо…» – фильм, вызывающий желание жить
23 апреля
12:00
Красная дорожка ММКФ 46: как это было
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном