«Магический негр» и жареная курочка: Начался цикл лекций об афроамериканском Голливуде

04 февраля
09:35

1 февраля в Библиотеке иностранной литературы стартовал очный цикл лекций, посвященный афроамериканскому Голливуду. Киновед Ольга Левина расскажет о репрезентации темнокожих актеров на киноэкране США, о трансформации их образов и карьерах таких известных актеров, как Дензел Вашингтон, Вупи Голдберг, Уилл Смит и др.

Первая лекция, прошедшая 1 февраля в 18:00, была посвящена стереотипам изображения темнокожих на заре кинематографа и их образам в американской поп-культуре.

Среди них была стереотипная еда, которую жители южных штатов часто употребляли: жареная курица, арбузы, свиная отбивная. Часто можно было увидеть белых актеров в блэкфейсе, танцующих у костра с куриной ножкой в руке. Еще одно явление того времени – особый грим, именуемый «блэкфейс», который создавался из жженой пробки. Его наносили на лицо и тело белокожие актеры, так как афроамериканцы до экрана тогда не допускались. Как ни странно, даже позднее, когда кинематографисты стали более толерантно относиться к темнокожим актерам, им тоже приходилось делать блэкфейс.

Но не только еда и особенности грима олицетворяли жизнь афроамериканцев. В кино им были отведены также определенные роли. С появлением темнокожих актеров на экране эти образы все прочнее укоренялись в американской культуре. Среди ролей были:

  • Том – слуга и помощник белых людей (имя дано в честь главного героя романа «Хижина дяди Тома»). Довольно часто это имя становится прозвищем для «преданного негра», готового выслуживаться перед белыми людьми. В наше время этим именем клеймят тех, кого считают чуть ли не предателями своей расы.
  • Мамочка – горничная или нянька для белых детей. Обычно мрачная, злая, сварливая, властная и асексуальная женщина. Но бывает и наделена житейской мудростью («Унесенные ветром», 1939). Противопоставляется белой «матери».
  • «Магический негр» – второстепенный персонаж, который приходит на помощь главным белым героям в фильме. Такие темнокожие персонажи, которые обладали особой внимательностью и проницательностью, чуть ли не мистическими способностями, стали традицией в американской художественной литературе и кинематографе. «Магический негр» настолько укрепился, что часто встречается и в современном кинематографе: «Привидение» (1990), «Побег из Шоушенка» (1994), «Зеленая миля» (1999) и др.
  • Диковатый мужчина, воплощение гиперсексуальности и жестокости, преимущественно по отношению к женщинам.
  • Туземцы, дикари и дикарки.

На встрече также обсудили первых афроамериканских актеров на студиях Голливуда, независимых режиссеров, дали определение «расовому фильму» и поговорили об изменении статуса афроамериканских актеров с приходом звука.

Киновед Ольга Левина в цикле лекций расскажет об актерах, изменивших ход киноистории, таких как Сидни Пуатье, Сисели Тайсон, Эдди Мерфи, Дензел Вашингтон и Уилл Смит, об особенностях их карьер и роли исторического контекста, позволившего им добиться мирового успеха.

Подробнее ознакомиться с событиями Центра Американской культуры и зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте.

Для статьи использовались материалы с официального сайта Центра и работа «Появление и репрезентация афроамериканских актеров в кинематографе США» А.И. Кугач – Москва, 2021.


Читайте также
29 июня
01:05
Жалкое подражание Балабанову
28 июня
21:15
Базз Лайтер до того, как стал игрушкой
28 июня
17:55
Больше супергероев – больше катастрофа: Каким выдался новый сезон "Академии Амбрелла"