«Зачем я куда-то еду?»: В Москве состоялся показ фильма «Волок. Сны о дороге»

«Зачем я куда-то еду?»: В Москве состоялся показ фильма «Волок. Сны о дороге»

В Центральном Доме кинематографистов прошел показ документального фильма «Волок. Сны о дороге». На первый взгляд, кинокартина - всего лишь хронологическая история похода членов географического общества, однако если присмотреться...
07 февраля
20:10

Источник: Кадр из фильма "Волок. Сны о дороге"

«Рано или поздно каждый задаётся вопросом: «Зачем я куда-то еду?»

Зов дороги и страсть к приключениям, быть может, заложены в наш исторический код, в сущность каждого человека, иначе отчего же такая любовь к тернистым путям?

Режиссёр фильма «Волок. Сны о дороге» Сергей Карандашов задокументировал экспедицию членов Русского географического общества. Они плыли на лодках по древним торговым путям из Костромы в Салехард. В городе Тотьма к команде присоединилась съёмочная группа.

«Волок. Сны о дороге» - фильм-травелог. Хоть он и относится к неигровому кино, режиссёр сохраняет в нём особую художественность, образность, размытость, присущую настоящему искусству. Киновед Александр Семенюк утверждает, что в последнее время делают мало именно документальных фильмов. Этот формат в основном заменяют репортажи, которые строятся на голых фактах, лишённых авторского прочтения:

«Медиа оперируют фактами, а искусство - образами»

Именно поэтому так особенен и ценен фильм «Волок. Сны о дороге». Главная задача кинокартины - не передача информации об экспедиции. Мы не узнаём точных сведений о походе, не располагаем конкретными деталями. Здесь зритель наблюдает связь нашего времени с историческим прошлым России. В обычных людях и явлениях невольно подмечаются вечные черты. Так, в одном из селений путешественники встречают странника, который плохо говорит, просится пообщаться с батюшкой в соседнем храме. Чем не юродивый? Этот образ Божьего человека, скитающегося по родной земле мы знаем из литературы.

Главным героем фильма становится Россия. Историческая судьба нашей страны проступает за каждым поворотом: тут и древние торговые пути, и следы геологических экспедиций, и тюрьмы ГУЛАГа, и заброшенные после перестройки поселения. Кинокартина показывает отдалённые уголки нашей Родины, что не может не поражать зрителя.

Кроме того, в документальном фильме с помощью ретроспекций показано прошлое членов экспедиции. Часто эти переходы мастерски оформлены режиссёром. Например, когда Василий Киреев захлёбывается водой, его как будто накрывают воспоминания, мелькают картинки из его жизни.

В фильме можно выделить два времени: то вечное, историческое и тягучее, в котором объединяются эпохи, срастаются судьбы, которое разливается над речным путём и совсем иное - время настоящее, реальное, отдельное, в котором у всех есть свои проблемы, трудности, скандалы (возвратившись в него, Василий Киреев сразу попадает под арест).

Итак, зачем же  эти люди (члены экспедиции) отправились в путь? Зачем их предки поддавались зову дороги? А все по разным причинам. Кто-то ищет в пути прибыли, кто-то открытий, кто-то новых друзей.

А Вам снятся сны о дороге?

Режиссёр фильма "Волок. Сны о дороге", Сергей Карандашов Режиссёр фильма "Волок. Сны о дороге", Сергей Карандашов
Кадр из фильма "Волок. Сны о дороге" Кадр из фильма "Волок. Сны о дороге"
Кадр из фильма "Волок. Сны о дороге" Кадр из фильма "Волок. Сны о дороге"

Читайте также
24 апреля
19:05
«Выжить в Мо…» – фильм, вызывающий желание жить
23 апреля
12:00
Красная дорожка ММКФ 46: как это было
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном