Бетонные панельки (made in Scotland), погоня КГБ и Тэрон Эджертон без джинс – этот фильм раскритиковали многие журналисты, хотя зрители «Тетрис» приняли с теплом: рейтинг на Кинопоиске – 7.1, а на IMDb – 7.4. Почти в каждой негативной рецензии можно увидеть слово “клюква” по отношению к этому фильму – так называют проект со стереотипным взглядом на культуру определенной страны. Действительно ли «Тетрис» подкрепляет шаблон о злых русских или наоборот открывает иностранной аудитории по-новому быт и характер советского человека?
Увидев в 1988 году на выставке в Лас-Вегасе видеоигру «Тетрис» созданную советским программистом Алексеем Пажитновым, предприниматель Хенк Роджерс тут же купил права на дистрибуцию игры в Японии, так как распространение в остальном мире уже принадлежало компании Mirrorsoft. Ушлый бизнесмен также сумел договориться о сотрудничестве с компанией Nintendo, а когда та собралась выпускать революционное устройство Game Boy, Хенк решает сам отправиться в Москву, чтобы лицензировать популярную игру на новой игровой системе.
Такие фильмы вносят в категорию «истории одной сделки» — это редкий формат о закулисье бизнеса на экране. В начале зрителя встречает метка «основано на реальных событиях», но не стоит забывать, что кинокартины всегда подразумевают художественный вымысел, поэтому «Тетрису» нельзя запретить эксплуатацию образа КГБ, жаждущих Coca-Cola советских людей, и хэппи-энд с обнимашками. Конечно, клише в фильме хватает: военный парад на Красной площади, слежка, запрет на общение с иностранцами, мрачные многоэтажки, однако эти же маркеры эпохи используют и современные российские кинематографисты, описывая Советский Союз.
Проблема людей, которые из-за нарочитой стереотипизации осудили этот фильм, в том, что они с надутыми щекам смотрели карикатуру, которая не пересказывает реальную историю, а выжимает зрелищность и пафос из интересного кейса. Такой неправильный подход только портит ощущения от просмотра. Конечно, никто не претендовал на доказательность теории о том, что Советский Союз развалился из-за тетриса, поэтому нужно научиться смотреть кино на выдохе, с наслаждением, без ворчания о нереалистичности московских улиц.
«Тетрис» все же прекрасен: первое, что бросается в глаза, - это динамичная картинка. Ломаный монтаж, потрясная работа со звуком и музыкой, пиксельная моушен-анимация, которая из фоновых изображений переходит во взаимодействие с героями. Как и в реальности, игра захватывает сознание людей и даже антагонист-кагэбэшник обвиняет Пажитнова в том, что советские политики вместо работы играют в его тетрис. Разделение повествования на 4 фазы переговоров выполнено в стиле пиксельной маркировки уровней, но связь с игровой индустрией проявляется не только в изображении и звуке, но и в метафорах и даже репликах.
Возвращаясь к советскому быту. В «Тетрисеяф», по мнению автора, показано одно из самых реалистичных изображений СССР в зарубежном кинематографе. Вычурный минимализм архитектуры Москвы контрастирует с пестрым интерьером столичных квартир, а детали, вроде пачки сигарет “Волга” как единственная возможность привлечь внимание таксиста, показывают не избитые маркеры культуры. Было приятно наблюдать за героем Пажитнова или начальником компании Elorg, потому что эти персонажи не похожи на “типичного русского” в представлении американского кинематографа, – они допускают ошибки, могут быть открытыми и чуткими, боязливыми и решительными, роптать перед государством и вступать с ним борьбу.
Пробирает гордость за Никиту Ефремова! Массовый зритель полюбил его с “Нулевого пациента”, но насколько он создал многогранного и интересного героя в “Тетрисе”. Софью Лебедеву определенно перехвалили – не первая ее работа в зарубежном кино, но видно, что актриса робеет рядом с Эджертоном. Пусть отношения между главными героями были излишне возвышенными, это трогательное стремление вынести мысль “хорошие идеи не имеют границ” в слоган фильма добавляет фильму художественной силы и злободневности.
“Тетрис” – безусловно, искусно сделанный, эпатажный и запоминающийся фильм, но каждый зритель вынесет свое из этой истории. Но, может, мы с нашими “идеологическими врагами” похожи гораздо больше, чем кажется? И, когда государства и корпорации сражаются за экономическое и культурное влияние, люди хотят лишь разделять достижения игровой индустрии и радоваться успехам друг друга.