«Мосфильму» — 100! В Москве прошла лекция, посвященная юбилею легендарной киностудии

«Мосфильму» — 100! В Москве прошла лекция, посвященная юбилею легендарной киностудии

11 апреля в круглом доме по адресу ул. Довженко, 6 прошла лекция, посвященная юбилею «Мосфильма». Спикером стала руководитель информационного центра «Мосфильма» Гаянэ Амбарцумян. Она описала исторические этапы становления студии и рассказала про ее вклад в мировое кино.
26 апреля
08:30

Источник: Полина Кудряшова и Софья Максимова

11 апреля «Дом-бублик» по адресу Довженко, 6 собрал настоящих ценителей отечественного кинематографа. Тема встречи - юбилей «Мосфильма». Желающие узнать больше об истории легендарной киностудии прослушали увлекательную лекцию от руководителя информационного центра «Мосфильма» Гаянэ Амбарцумян.

Рассказав о вкладе «Мосфильма» в развитие киноискусства, добавив примеры шедевров, созданных на его площадке, и посыпав сверху интересными фактами, спикер словно вкусным пирогом угугостила заядлых киноманов.

Каким образом студия «Мосфильм» стала одним из важнейших культурных символов страны?

Все началось с создания самой фабрики.

1. Мощному орудию пропаганды быть!

После революции 1917 года Правительство Советской России всерьез задумалось над проблемой отечественного кино. Национализированные кинопредприятия, а именно бывшие ателье А.Ханжонкова и И.Ермольева, в 1923 году были превращены в «единое целое», получившее название «Мосфильм».Однако днем рождения известной киностудии принято считать 30 января 1924 года, когда на экраны вышел фильм Б. Михина «На крыльях ввысь».

В 1927 году закладывается первый камень строительства кинофабрики. А уже через 3 года - переезд. Необходимо расширяться. С высоты птичьего полета «Мосфильм» напоминал самолет. Главный корпус, по бокам здания, будто два крыла и кабинет директора, как кабина пилота. Все в стиле конструктивизма: функционально и ничего лишнего.

2. Кино идет в гору

В 30-е годы на «Мосфильме» были выпущены замечательные киноработы Г. Александрова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Птушко и других режиссеров.

В 1939 г. студии присуждается орден Ленина. Кроме того, для облегчения жизни съемочной группы начинают строиться дома. Планов много. Но начинается война.

3. Жизнь «Мосфильма» в военные годы.

Тяжелое время - в кино возникает героический пафос . Активно появляется пропаганда. Создается целое ополчение, состоящее из мосфильмовцев. И. Пырьев, который в будущем станет директором киностудии, рвется на фронт, но его не пускают, объясняя тем, что режиссер должен доснять «Свинарку и пастуха». Ведь комедии в это страшное время тоже выпускаются, помогая не падать духом людям.

Когда встал вопрос о том, что нужно эвакуироваться, стали собирать эшелон, загружать декорации, пленку и отправились в Алма-Аты. Именно там появилась маленькая киностудия, получившая название ЦОКС (Центральная Объединенная киностудия). Под павильон взяли Цирк Шапито, именно в нем снимали «Ивана Грозного».

Какое-то количество человек оставалось в Москве - дежурили на крышах здания, следили за оставшимся оборудованием. В механическом цехе мальчишки 12-14 лет, жившие на районе, приходили работать. Они мастерили детали для понтонных мостов и военного оружия.

4. Принцип «меньше, но лучше» здесь не работает.

С 1943 года творческие работники и инженерно-технический персонал стали возвращаться в Москву и началось постепенное возобновление работы всех производственно-технических и подсобных цехов. Из важных событий стоит отметить появление заставки: безусловный жизнеутвердающий символ «Рабочий и колхозница» возникал перед глазами зрителей в начале каждого фильма. Интересно, что Вера Мухина, создательница скульптуры, сделала авторскую копию, которую официально передала киностудии.

Меняется и архитектура Мосфильма. Строятся здания в стиле сталинского ампира, значительно отличавшегося от простого и понятного конструктивизма. И. Сталин принимает непосредственное участвовать в жизни кинопроизводства, провозглашая принцип: «лучше меньше, да лучше». Снимать мало, но чтобы каждый фильм - шедевр. В конеце 40х с каждым годом фильмы выпускают все реже и реже: 13 фильмов в год, 11, 9, 7.. Однако качество фильмов не оправдывало ожиданий. В кино так не работает. Ко всему тому же, куда деваться людям? 4 режиссёра работают, а остальным что делать? Все разъезжаются по разным киностудиям и вовсе не от хорошей жизни. Все изменилось в 1953 году, после смерти вождя.

5. Что за существо это такое - человек?

Две программы - реконструкция киностудии и сокращение количества фильмов - были свернуты. Директором в 1954 году стал И. Пырьев. Эту должность он занимал всего 3 года, однако именно в это время было начато строительство «Большого «Мосфильма», увеличилось производство до 35-40 фильмов в год, стали выходить цветные и широкоэкранные картины.

С конца 50-х годов после развенчания «культа личности», когда целью произведений искусства ставилось обязательное прославление руководящей роли партии и лично Сталина, существенно изменилась творческая атмосфера в стране. Киноискусство обратилось к внутреннему миру человека. Режиссеры стали показывать не только подвиги и героизм советских людей, но и их личные переживания или обычные жизненные ситуации.

Такими стали картины «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Чухрая.

6. 60-е годы - новый этап в истории и кинопроизводстве.

Период получил название «оттепель» и вселил надежду на лучшее будущее для отечественного кино. У руля встают молодые режиссёры. Среди них А. Тарковский, А. Кончаловский, Э. Климов, М. Хуциев , Л. Гайдай и др. Тут «Мосфильм» решает расширяться и выдаёт уже 50 картин в год, что становится рекордным числом в СССР.

7. У нас время не «застоя», а «рассвета».

1970-е годы истории принято считать «застойным» временем. Однако для «Мосфильма», напротив, наступает час бурной деятельности и продуктивной работы. Смена ген. Директора увеличила производительность: в год стало выходить уже 55 кинокартин. Сильнее укреплялись отношения с зарубежными коллегами.

8. 80-е и 90-е

Цензура ослабла, увеличилась свобода слова. Архивы всплыли на поверхность, чем активно стали пользоваться все, кому не лень. На Киностудии «Мосфильм» в этот период были сняты картины, для которых характерны поиск внутренней свободы, раскрепощение и попытка выйти за общепризнанные иделогические нормы.С 1989 года Мосфильм находится на полном хозрасчете и самоокупаемости. С учетом произведенных изменений 19 октября 1990 года Совет Министров СССР принял постановление «О создании Киноконцерна «Мосфильм».

В 90е во главе «Мосфильма» встаёт Карен Шахназаров. Его главной задачей становится превратить «Мосфильм» в современную, высокотехнологичную киностудию мирового уровня. Он, как и многие его коллеги, протестовали как против потери прав на коллекцию фильмофонда, так и против превращения Мосфильма в частное предприятие, понимая, что это может привести к гибели студии. Время показало, что это было единственно правильное решение.

9. Новый век и новые горизонты.

Масштабная реконструкция, переоборудование, современная студия озвучки, новые награды и огромные шаги в продвижении. В 2013 году Кареном Шахназаровым был инициирован масштабный инвестиционный проект развития Киноконцерна «Мосфильм», практическая разработка которого началась в 2016 году. Были придуманы склады для костюмов, место для хранения ретро автомобилей и многое другое.

10. Наше время.

Сейчас «Мосфильм» - одно из крупнейших кинопредприятий мира! В студии самое современное оборудование, которое позволяет добиться профессионального качества съемки. Также стоит упомянуть, несмотря на то, что «Мосфильм» - государственная организация, развитие происходит на собственные средства. Этому способствуют множественные проекты: собственный онлайн кинотеатр и экскурсии.Сегодня «Мосфильм» открыт для творческого сотрудничества и прочно удерживает место ведущего кинопредприятия России.

Когда лекция подошла к концу, гости смогли задать вопросы спикеру и узнать еще больше подробностей о жизни современной кинофабрики.

Авторы: Полина Кудряшова и Софья Максимова


Читайте также
04 мая
09:00
Почему 4 мая — день «Звездных войн»
02 мая
11:30
В Москве прошла презентация фильма Милоша Биковича «Лесной царь»
23 апреля
12:00
Красная дорожка ММКФ 46: как это было